1. Как известно, травматизм является серьезной проблемой для детей и подростков. Именно поэтому наша задача – воспитать ответственное отношение к безопасности собственной жизни и бережному отношению к здоровью других людей. Особое внимание следует уделить предупреждению несчастных случаев и травм, а для этого необходимо разработать ряд профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма.

2. Врачи-травматологи, психологи и другие специалисты выделяю четыре основных вида детского травматизма: школьный, бытовой, уличный и спортивный.

Риск возникновения травм у детей обусловлен следующими причинами:

  • недисциплинированностью;
  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;
  • несформированностью необходимых навыков поведения;
  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
  • физической слабостью;
  • определенными особенностями развития.

Несчастные случаи, которые происходят с учащимися во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. В большинстве случаев школьники получают травмы на переменах.

Специалисты, изучающие детский травматизм, считают наиболее частой причиной травм недисциплинированность учащихся, их игровую агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки)

3. Установлена взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей. Наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем, с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

В этом возрасте подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликты с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам. Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения.

В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, связанная с умением прогнозировать последствия поступков. Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, предрасположены к частым переменам настроения.

4. В последние годы (особенно в крупных городах) серьезной проблемой у школьников, обучающихся в условиях повышенной интеллектуальной нагрузки в гимназиях и лицеях, становится гипокинезия – малая подвижность, недостаточная двигательная активность человека. От ее последствий (нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, избыточный вес) страдают до 70% учащихся. Такие дети часто травмируются из-за неразвитой координации и плохой ориентации в пространстве. Человек создан для того, чтобы двигаться. Физическая культура должна заставить «сидящего ученика» выйти из рутинного существования, ощутить состояние активности в процессе раскрытия своих физических способностей во время и после занятий спортом. Очень важно и то, что дети в процессе обучения приобретают хорошую физическую форму, закладывая основы здорового образ жизни.

5. Причины травматизма  детей и подростков можно условно объединить в три группы:

  1. Неосторожное поведение самого ребенка, получившего травму;
  2. Неблагоприятные действия окружающих ребенка сверстников;
  3. Неосмотрительные действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.

Первая причина проявляется в нарушении координации движений, неумении владеть своим телом, отсутствии или недостаточности знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий, желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей. Психофизиологическое состояние, влияющее на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, спортивный азарт – также может быть провоцирующим фактором. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. Спешка – еще одно фактор, определяющий рост травматизма среди детей. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены).

6. С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. по мере развития ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности. Возрастает количество травм,  полученных вследствие неосторожных действий сверстников. Чаще всего дети травмируют друг друга во время игры. Наблюдается тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк. Некоторые травмоопасные ситуации обусловлены отсутствием контроля за поведением детей со стороны взрослых.

В связи с этим возникает необходимость в  проведении профилактической работы с детьми. Весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как  тренинг "Я и моя безопасность".

Цели тренинга:

  • актуализация темы «Опасные жизненные ситуации»;
  • развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации;
  • формирование убеждения в том, что стремление избежать опасность,        а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.
  • Где, когда и почему в школе предусмотрены особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии)? 
  • Какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению?
  • Почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте?
  • Можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций?
  • Можно ли свести к минимуму риск травмы?
  • Есть ли правила поведения в опасных ситуациях?

На тренинге необходимо обсудить  следующие вопросы: 

Особое внимание необходимо обратить на ситуации, когда дети и подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников. В результате чего совершают не обдуманные поступки, не задумываясь о возможных последствиях.

В большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны иметь свою четко сформулированную жизненную установку: спасать свою жизнь и здоровье, учитывая безопасность других людей.

Обязательно следует отметить, что есть особые и редкие ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей. Взрослые сильные люди, которые несут большую ответственность, могут рисковать своей жизнью для спасения детей или более слабых.

7.  Говоря об опасности травматизма, следует сказать и о других случаях возникновения опасности для ребенка.

  • незнакомый человек предлагает ребенку пойти с ним куда-либо;
  • старшие ребята предлагают спиртное или наркотики;
  • приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри.

8.   Невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, но можно составить алгоритм поведения в различных опасных  ситуациях, с которыми дети и подростки могут столкнуться в повседневной жизни. Обобщая, можно предложить алгоритм из трех шагов: "Остановись! Подумай! Действуй!"

Остановись! Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность. Не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие.

Подумай! Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить риск.

Действуй! Приняв решение, сразу приступай к его выполнению.

Возможны ситуации, когда все три "шага" надо "пройти" в очень короткое время, например при спасении бегством. 


Литература:

  1. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе. Методическое пособие / Автор - составитель Огарков А.А. - М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
  2. Охрана труда в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Сост. Н.В. Полозова. - Мурманск: НИЦ "Пазори", 2003
  3. Присакарь И.Ф. Травматизм и его профилактика: Библиография. - Кишинев, 1981
  4. Рогова М.А. Основные вопросы организации травматологической помощи в городах: Библиография. - М.: Медгиз, 1976
  5. Фрейдлин С. Я. Профилактика травматизма и организация травматологической помощи, 2 изд. Л.: Медицина,1963.
  6. http://gc-pmss.ru/files/travmatizm_v_shkole.pdf
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.00 (голосов 1)