Стажировка «Сетевое взаимодействие образовательной организации с организациями науки, бизнеса и производства как условие реализации проекта «Инженеры будущего», 18-19 октября 2018 г.

Региональная инновационная площадка

День первый, 18 октября

Выставка научно-исследовательских, технических и творческих проектов

18 октября на базе региональной инновационной площадки МАОУ «Академический лицей» стартовала очередная стажировка «Сетевое взаимодействие образовательной организации с организациями науки, бизнеса и производства как условие реализации проекта «Инженеры будущего» для руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Участниками стажировки стали руководители и учителя учебных заведений Челябинской области: МБОУ «Чесменская СОШ №1», МКОУ «Уйская СОШ имени А.И. Тихонова», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России С.А. Кислова» Коркинского района, филиал МОУ «СОШ №17» - «СОШ №3» г. Карталы, МОУ СОШ №6 г. Магнитогорска, МБОУ «СОШ № 9» г. Троицка.

Рабочий день начался с выставки научно-исследовательских, технических и творческих проектов учащихся со стендовой защитой работ. Учителя информатики, технологии, биологии, руководители лабораторий представили достижения ребят, которые выполняли работы, применяя современные технологии.

На выставке было шумно и зрелищно. В 310 кабинете собрались великие умы и их юные ученики.

Специально для участников стажировки в «Академический лицей» были приглашены представители детской лаборатории естествознания детского сада №70, 147 и №163.

Малыши из детского сада № 163 (наши сетевые партнеры) продемонстрировали перемолку семян в муку двумя разными способами:вращением жерновов и ручной мельницей. Мини-мельница наглядно демонстрирует весь процесс получения муки.

Ребята из детского сада № 70 рассказали о видах железной руды нашего города, показали опыты  с магнитной породой Магнитогорска и окрестностей и завершили презентацию трогательными словами: «Магнитогорск, как сильный магнит, притянул наших родителей и предков,притянул нас сильно-сильно к себе. Наверное, магнит, который находится в Магнитогорске, притягивает не только железо, но и человеческие сердца».

Представители детского сада номер № 147 рассказали об интересном проекте «Лесная аптека», который осуществляется силами администрации садика,родителей и детей. Результатом проекта стали множество интересных пособий о лечебных растениях,их свойствах, а также красивые гербарии. На территории детского сада дети сами выращивают лечебные растения.

Все эти проекты позволяют малышам стать исследователями уже сегодня, а значит, быть готовыми к инженерным профессиям завтра.

Ученики Академического лицея 10В класса под руководством Марины ЮрьевныБолотской для всех желающих проводили тесты на  компьютерной программе, которая определяет индекс напряженности, пульс. Полученные данные позволяют сделать вывод о состоянии нервной системы на момент обследования и дать медицинские рекомендации.Благодаря слаженной работе биологов,которые дали теоретическую основу тестирования, и информатиков,воплотивших это в жизнь с помощью программы, можно поставить первичный диагноз даже в лицее!

Учителя информатики и технологии Академического лицея подготовили не менее интересные презентации.

На площадке под руководством учителя информатики лицея Андрея Вячеславовича Литвина были представлены работы учащихся профиля «информатика-математика». Батрудтинов Тимур, ученик 10 а класса, представил дистанционный пульт, с помощью которого можно управлять предметами быта на расстоянии через интернет. Вы забыли выключить дома утюг или свет? Теперь вы можете контролировать ситуацию дистанционно. Также лицеисты 7 и 10 классов представили свои проекты,которые обеспечат выполнение работы без участия человека: калькуляторы,вычисляющие любые математические задачи, приложение для построения тригонометрических функций и, конечно же,не обошлось без игр,одну из которых с нуля разработала ученица 10а класса Диана Вазаева.

Площадку декоративно-прикладного творчества представляли преподаватели МГТУ и Академического лицея Александр Иванович Норец и Петр Александрович Труфанов. Они показали работы из древесины, фанеры и металла, выполненные студентами МГТУ в различных техниках. Данные работы являются примером взаимодействия лаборатории проектирования МГТУ и «Академического лицея». Александр Иванович подчеркнул, что главное в его работе – это развивать логику, мышление и творческие навыки своих учеников.

Кирилл Горин продемонстрировал результаты работы лицеистов в сфере печатной, а также теле- и фотожурналистики. Эта сфера деятельности для лицеистов далеко не нова. Учащиеся на профессиональном уровне выполняют свои обязанности, что подтверждают выпуски газет «Лицейский вестник»,видеосюжетыи фотографии. Для выставки были отобраны самые яркие фотографии и сюжеты, на которых участники стажировки смогли увидеть творчество лицеистов, их научную деятельность, соревнования и праздники.

Выставка стала своеобразным приветствием для гостей стажировки, благодаря которой каждый понял, насколько талантливые, креативные и гостеприимные люди учатся и работают в Академическом лицее.

Пленарная часть

Пленарную часть открыла Людмила Николаевна Смушкевич – директор МАОУ "Академического лицея", почетный работник системы общего образования РФ своим докладом.

В ходе выступления Людмилы Николаевны на тему: «Педагогические и социально-экономические эффекты сетевого взаимодействия МАОУ «Академический лицей» с организациями науки, бизнеса и производства в реализации проекта «Инженеры будущего»» участники стажировки узнали историю появления лицея, смогли оценить успеваемость учеников и работу педагогического состава.

Людмила Николаевна акцентировала внимание на том, что в лицее активно развито профильное обучение, то есть у детей при поступлении в лицей есть возможность выбора следующих направлений:

  • информационно-математический (математика и информатика)
  • естественнонаучный (биологии и химия)
  • социально-экономический (обществознание и математика)

Благодаря углубленному изучению профильных предметов лицей занимает лидирующую позицию по сдаче ОГЭ и ЕГЭ в рейтинге городских школ.

Также в рамках сетевого взаимодействия лицей активно сотрудничает с различными образовательными организациями (ЮУрГАУ, ЮУрГУ, МГТУ и др.), что способствует повышению качества знаний и мотивации выпускников при поступлении в ВУЗы.

Людмила Николаевна подчеркнула, что главной целью подобных сессий является обмен опытом между школами разных уровней и возможность участия в уникальных конференциях и проектах.

«Дети знают фазы развития
зеленой водоросли улотрикса,
но не знают, как выглядит карп»

С мастер-классом «Опыт сетевого взаимодействия Ресурсного центра образовательного технопарка «ТЕХНОСИТИ» по направлению «Естественнонаучные технологии» в реализации практико-ориентированной деятельности обучающихся» выступила заведующая биохимической лабораторией, учитель биологии Академического лицея, кандидат биологических наук Марина Юрьевна Болотская. Речь шла о проблемах, с которыми сталкиваются преподаватели при подготовке детей в естественнонаучном направлении: «Учебный материал далеко отстоит от живой практики и жизненного опыта учащихся. На учебных занятиях редко обсуждаются практические проблемы и анализируются ситуации из повседневный жизни. Дети знают фазы развития зеленой водоросли улотрикса, но не знают, как выглядит карп. Теоретический материал далёк от реальной практики. Вследствие этого учебный процесс становится излишне усложненным и отрывается от реальной жизни, что ведет к потере интереса учащихся к обучению».

Одним из возможных решений данных проблем является организация образовательного процесса на основе практико-ориентированного подхода. В основе лежит дидактический подход к обучению учащихся, основанный на единстве приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования. Для этого целенаправленно привлекаются ресурсы различных образовательных учреждений. Именно так Академический лицей реализует сетевую модель образования, мероприятиями в естественнонаучном направлении которой уже стали:

  • эколого-биологическая профильная смена
  • программа «Образовательные каникулы»
  • практика на базе «Уральской государственной академии ветеринарной медицины»
  • научно-практическая конференция «Юный медик»

Марина Юрьевна подчеркнула, что основные трудности вызывают именно организационные моменты. Но подобные мероприятия позволяют сформировать мотивацию к изучению естественнонаучных теорий, обеспечивают приобретение естественнонаучных знаний, умений применить их на практике и осуществить рефлексию выполнения естественнонаучных заданий, необходимых для решения профессиональных задач. Все это и лежит в основе успеха реализации практико-ориентированной деятельности обучающихся.

IT-школа «COMPASS PLUS» - эволюция программирования.

Андрей Вячеславович Литвин – заведующий лабораторией информатики и ИКТ, учитель информатики МАОУ «Академический лицей» рассказал о сетевом взаимодействии лицея и ООО «CompassPlus». «CompassPlus» это международная организация, занимающаяся построением крупномасштабных автоматизированных систем для различных компаний, в частности – банковских структур. Почему данную организацию считают одной из самых уникальных и престижных в мире?

  • Компания представлена во всех крупных экономических регионах мира
  • Является глобальным игроком на международном рынке, обслуживает более 150 клиентских структур
  • Активно занимается повышением квалификации сотрудников

Компания нуждалась в кадрах и изначально проводила курсы программирования для будущих сотрудников исключительно на базе собственной организации, однако 4 года назад "CompassPlus" вместе с Академическим лицеем решила запустить масштабный проект – открыть IT-школу. Чем интересно такое сотрудничество обеим сторонам? Данное взаимодействие

  • Поддерживает работу ресурсного центра лицея, лаборатории информатики и ИКТ
  • Позволяет выявить потенциал учеников в области ИКТ и программирования.
  • Помогает компании найти перспективных сотрудников, создать необходимые условия для получения ими качественного образования, которое будет применено на практике. 
      В этом учебном году в школу программирования было зачислено 180 учащихся. Безусловно, желающих ходить на курсы очень много. Это абсолютно логично, ведь обучение в «CompassPlus» открывает огромное количество возможностей:
  • Предусмотрены льготы на поступление и целевое обучение в Институте информационных систем МГТУ «Информатика и вычислительная техника»
  • Выплачивается повышенная стипендия
  • Предоставляется оплачиваемая работа уже с 1-го курса
  • Официально трудоустройство

Однако для того чтобы поступить в IT-школу, необходимо пройти тестирование по математике, информатике и программированию. По статистике, только 60% желающих справляются с поставленной задачей и приступают к занятиям.

В завершении своего выступления Андрей Вячеславович Литвин отметил, что главная цель курсов школы – сформировать систему ценностей профессионального программиста. Еще на ранних этапах обучения, например, преподаватели – ведущие специалисты компании требуют с учащихся не только программное обеспечение и качественно написанный «софт», но и перечень документации с подробным руководством пользователя. Ведь только тотальное погружение в программирование и детальное изучение программного кода могут привести к полной реализации проекта сетевого взаимодействия «CompassPlus» и МАОУ «Академический лицей».

«Лаборатории, где занимаются даже не студенты, а магистранты. Да, у нас это получилось».

Кандидат педагогических наук Наталья Леонидовна Калугина выступила с докладом на тему «Разработка образовательных модулей в рамках разноуровневого сетевого взаимодействия «лицей – технический университет». Учебный модуль – это целостный функциональный узел, в котором объединено учебное содержание и технология овладения им. Также Наталья Леонидовна назвала компоненты учебного модуля, а именно: целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. В реализации данной разработки были озвучены виды лабораторных работ, включенные в образовательный модуль «Практикум по органической химии»:

  • Ознакомление с основными методами очистки и идентификации органических соединений
  • Качественное наблюдение и изучение характерных свойств и превращений отдельных веществ – представителей определенных классов соединений
  • Сравнение свойств веществ различного строения для выявления связи между химическим строением веществ и их свойствами
  • Синтез соединений

Особенно интересно, что идея разноуровневой подготовки возникла на основе сетевого взаимодействия с ЮУрГУ. Именно на базе ЮУрГУ дети смогли осуществить лабораторные работы учебно-образовательного модуля «Практикум по органической химии». Наталья Леонидовна отметила, что вся эта работа имела передовую форму обучения. «Данный практикум удалось провести в лабораториях, где занимаются даже не студенты, а магистранты. Да, у нас это получилось», – поделилась с участниками конференции Наталья Леонидовна.

«Гуманитарий – фундамент инженерии»

В наше время мы  часто говорим о важности инженерии, инженерных профессий, самих инженеров. Для нас инженер – это человек из будущего, который создает его своими знаниями  и умениями. Но какой же он, или каким должен быть? Этим вопросом в своей презентации задаётся Татьяна Александровна Таянова, заведующая лабораторией научных исследований в области ИКТ и лицейский преподаватель литературы. Важным пунктом выступления также становится место гуманитарного образования в новой системе, которая на первый план сегодня ставит технические дисциплины. "Технологии+ Естествознание+ Математика= Приоритеты образования" – такую формулу современного образования выводит Татьяна Александровна. Эта формула представляет собой теорию инженерного образования, которая, как ни странно, на практике работает не совсем так. Формуле помогают работать не только естественные и технические предметы, но и гуманитарные. Именно по этой причине подразделения лаборатории разнообразны: школа журналистики, работающая как на лицейские сайт и газету, так и на лицейское телевидение, фотоклуб, киноклуб и литстудия, последними двумя из которых руководит сама спикер. Каждое из этих подразделений лаборатории принимает участие в городских, областных и международных конкурсах. Это способствует повышению мотивации учащихся, их личностному росту в различных сферах жизни лицея. "Инженеры, – подчеркивает Татьяна Александровна, – должны быть многонаправленны". И это действительно так, ведь умение реализовать себя в естественно-научной сфере во многом зависит от того, как умело вы подаете информацию, озвучиваете и представляете ее, насколько развито воображение и способность к критическому мышлению. Данные навыки формируются и совершенствуются в основном благодаря филологии, журналистике, литературе.

Инженер будущего – это человек, непосредственно связанный с чем-то новым, неожиданным, удивительным, это тот, кто меняет мир в лучшую сторону, и ему невозможно обойтись без тех знаний, которые даруют ему гуманитарные науки.

Актуальные вопросы развития личности обучающихся в аспекте проблем сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.

Станислав Анатольевич Анпилогов, руководитель направления «Юриспруденция и деловая коммуникация», преподаватель-организатор ОБЖ Академического лицея, провёл обучающий мастер-класс на тему«Интеллектуальное караоке РЕСНА KUCHA» как эффективная технология подготовки публичных выступлений».

Что же подразумевает под собой название РЕСНА KUCHA, которое в переводе с японского означает «болтовня»? Это методика представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности. Выступающий представляет доклад-презентацию из 20 слайдов, каждый слайд демонстрируется 20 секунд, после чего автоматически сменяется на следующий. Данная технология опирается на психологию восприятия информации слушателем и предполагает эффективную передачу этой информации.

Лицейский клуб «Комбат», руководителем которого является Станислав Анатольевич, готовит не только физически развитых кадетов 21 века, но и способных критически мыслить, грамотно излагать свою точку зрения и работать в команде. В связи с этим, используя методику РЕСНА KUCHA, ребята развивают коммуникативные навыки и свой интеллект. Ведь для успешного выступления нужны не только харизма спикера, но и чёткий, быстрый и краткий формат презентации для «исцеления» публики от скуки.

Эта технология может с успехом применятся в любой области. Инженеры будущего тоже должны быть коммуникабельными.

Практическая часть

Лабораторный практикум

Практическая часть началась с лабораторного мастер-класса «Микробиологические методы исследований». Ольга Викторовна Епанчинцева, заведующая кафедрой «Инфекционные болезни» ЮУРГАУ, рассказала гостям и учащимся Академического лицея о видах микроорганизмов и способах их изучения, один из которых показала на практике вместе с лицеистами. Под чутким руководством Ольги Викторовны учащиеся 11-го «В» продемонстрировали иммерсионный способ (вид микроскопического исследования малых организмов с помощью погружения объектива микроскопа в жидкую среду), проиллюстрированный двумя методами: простым и методом Грама. Окрашивая простым способом, ребята использовали всего 1 краситель, когда метод Грама предусматривает несколько этапов окрашивания. Поскольку лицей оснащен современным оборудованием, благодаря которому можно проводить различные опыты, а ребята обладают хорошими и глубокими знаниями по теме, то с задачей они справились успешно. Гости практикума с интересом наблюдали за работой лицеистов, некоторые подходили и сами смотрели на маленьких микробов через микроскоп.

«Математика — царица всех наук…» Карл Гаусс

Алена ВалерьевнаХристева, заведующая лабораторией олимпиадной подготовки по математике, провела мастер-класс «Образовательная игра как элемент развития математического мышления»

В своем выступлении она ознакомила аудиторию со специальными методиками обучения одаренных школьников.

Кроме того, Алена Валерьевна рассказала о таком нововведении в педагогике как метод обучения «Листок» и представила участникам мероприятия три вида математической игры, развивающих мыслительную способность: математический бой, математическая перестрелка и математическая карусель.

«Математическая карусель»

Это командное соревнование по решению задач. Побеждает в нем команда, набравшая наибольшее число очков. Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачетном, но очки начисляются только за задачи, решенные на зачетном рубеже. Тренером такой игры стал Виталий Станиславович Мошкин, учитель математики «Академического лицея». Под его руководством 7 «А» класс проводил «Математическую карусель» у пятых классов. Такая игровая форма способствует правильной организации процесса мышления у ребят, а также сплочению команды.

«Математическая перестрелка»

«Математическая перестрелка» – это игра, которая является традиционным мероприятием в нашем лицее и проводится каждый год среди учеников разных классов. И сегодня она прошла под руководством Ирины Павловны Юзеевой – учителя математики Академического лицея. Помогали организовывать игру уже опытные математики – ученики профильного 10 «А» класса

Обучающимся 6-8 классов было предложено сразиться друг с другом в математической перестрелке, где главное оружие – интеллект, умение быстро и верно решать задачи. Изначально каждая команда имеет 100 очков. После объяснения правил участникам раздают листы с задачами, ответы на которые они могут давать в любом порядке. Каждая правильно решеная задача дает право на один выстрел или право спасти из госпиталя своего союзника, который оказался там в результате выстрела команды соперников. Если же задача решена неверно, команда теряет 10 очков. Победителем становится тот, у кого в конце останется больше всего очков.

После завершения игры ученик 10 « А» класса Никита Гаврилов поделился своими впечатлениями о прошедшем мероприятии: «Это мероприятие мне запомнится надолго. Перестрелка была поистине эмоциональной. Я видел огонь в глазах каждого участника и, что удивительно, никого не смущали гости, заранее приглашенные понаблюдать за юными математиками. Да, они стояли над душой некоторых восьмиклассников, да, они смущали ребят, но это не мешало лицеистам дальше решать задачи, приближая к победе свою команду. Надеюсь, что такого рода события будут чаще проходить в стенах лицея и дети, которые раньше не любили математику, хотя бы капельку начнут ею увлекаться».

В игре необходимы как проявление личностных качеств, так и навыки работы в команде, умение построить стратегию своих действий и реальное знание математики и логики. Для одаренных детей это блестящая возможность проявить себя в работе разного уровня сложности, а также в организации команды. 

«Математические бои»

«Математические бои» – достаточно сложная и требующая огромных интеллектуальных усилий игра. Суть её заключается в том, чтобы верно решить предложенные задачи и для защиты стратегически правильно распределить их между каждым участником команды так, чтобы убедить команду-оппонента в собственной правоте.

В этом интересном мероприятии приняли участие две команды 9 «А» класса Академического лицея. Их действия и выступления контролировались и оценивались жюри: уже опытными участниками боёв – учениками 11-го «А» класса.

Руководитель данной площадки – учитель математики лицея Елисеева Ирина Владимировна – рассказала гостям о специфике и правилах данного мероприятия. Ребята в свою очередь показали это на практике, демонстрируя не только большую эрудицию в области математики, но хорошую способность к аналитике, слаженную игру в команде, отлично развитую логику, способность отстаивать свою точку зрения, вовремя замечать ошибки и понять чужую позицию. Вот оно – инженерное мышление!

Лабораторный практикум

Практическую часть продолжил лабораторный практикум «Количественное определение компонентов природных вод титриметрическим методом», проведенный кандидатом биологических наук Мариной Юрьевной Болотской.

Во время работы ученики 11 класса естественно-научного профиля продемонстрировали свои умения и познания в области химии и биологии. Ребята ловко управлялись с приборами, химическими реактивами и растворами, четко выполняли указания, данные преподавателем.

Стоит отметить, что Марина Юрьевна предварительно не сказала, какие типы воды будут использоваться в эксперименте, тем самым заинтриговав и ребят, и гостей, присутствующих на практикуме.

Суть опыта заключалась в том, что учащиеся должны были измерить жесткость воды с помощью такого способа, как титрирование. Данный процесс требует особой точности и внимательности, именно поэтому ребята столкнулись с некоторыми трудностями: у одних не получалось довести раствор до нужного состояния, а у других он, наоборот, был слишком концентрированный. Однако Марина Юрьевна помогла ребятам исправить эту ситуацию своими советами, и  ученикам удалось собраться с мыслями и полностью погрузиться в мир химии.

По завершении практикума выяснилось, что вода из 28-метровой скважины г. Магнитогорска и лицейского водопровода имеет достаточно большую жесткость в отличие от воды из колодца и озера Банного, которая является наиболее мягкой. 

Круглый стол

Завершился первый день стажировки проведением круглого стола «Большие вызовы».

Перед гостями стажировки выступили ученики Академического лицея Никита Гончаров(10А класс), Ногина Александра(11Б класс) и Соловьева Валерия(10Б класс).

Никита рассказал про очные и заочные испытания, которые он прошёл для того, чтобы получить путевку в образовательный центр «Сириус»: «Это были действительно очень сложные задания, которые сможет решить не каждый взрослый». Александра и Валерия подчеркнули, что без поддержки учителей и лицея они бы не осмелились даже подать заявку на участие в «Смене».

Также опытом участия в профессиональных конкурсах со своими коллегами поделились Алена Валерьевна Христева (проходит заочное обучение в образовательном центре «Сириус» по сегодняшний день), Андрей Вячеславович Литвин (победитель Открытого Всероссийского конкурса инновационных методических разработок «Открытое образование в открытой среде» в «Артеке») и Татьяна Николаевна Мезенцева (финалист Международного конкурса «Современный учитель 2018!» проекта «Инфоурок»). Каждому из преподавателей эти победы дались нелегко, ведь участие в конкурсах они совмещали с насыщенной жизнью учителя. А к самой победе шли, пожалуй, всю свою жизнь, накапливая и обобщая бесценный опыт учительского труда.

Подытожила разговор ведущая круглого стола – заместитель директора МАОУ «Академический лицей» Елена Витальевна Костомарова – высказыванием о том, что учиться никогда не поздно и каждый из нас может достигнуть невероятных высот, если сам этого захочет.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.83 (голосов 3)