День второй, 19.10.18

Непрерывное обучение как образ жизни

Второй день стажировки «Сетевое взаимодействие образовательной организации с организациями науки, бизнеса и производства как условие реализации проекта «Инженеры будущего» для руководителей и педагогических работников образовательных организаций начался с презентационной площадки «Система работы ресурсных центров МАОУ «Академический лицей» по формированию готовности обучающихся города к осознанному выбору профессии» Гульнары Якуповны Мочалиной, заместителя директора МАОУ «Академический лицей», руководителя городского Ресурсного центра образовательного технопарка «ТЕХНОСИТИ» по направлению «Естественнонаучные технологии», руководителя городского Ресурсного центра по работе с одаренными детьми города Магнитогорска.

Выступление Гульнара Якуповна начала со статистики: по данным WorldEconomicForum, 65% нынешних младшеклассников будут трудиться по специальностям, которых, на сегодняшний день попросту не существует. Это обусловлено тем, что «наши знания устаревают так же быстро, как только что вышедшая модель нового телефона». Непрерывное обучение и повышение квалификации станет не только необходимым условием для получения высокооплачиваемой должности, но и образом жизни. Остро востребованы в новом мире будут те, кто

  • Обладает умениями, которые останутся недоступными искусственному интеллекту
  • Занимается целеполаганием (определяет, зачем необходимо решить ту или иную задачу)
  • Владеет навыками объединения людей и организации совместной работы

Именно поэтому «Академический лицей» стремится внедрить в учебный процесс новую, инновационную схему образования. Для того чтобы стать востребованным профессионалом с «гибкими» техническими навыками, учащиеся готовятся к выбору специальности еще с раннего возраста с помощью предпрофильного и профильного обучения. Так, ученики начальных классов уже участвуют в профориентационных проектах:

  • «Я познаю мир»
  • «Камни Урала. Сказы П.П. Бажова»
  • «Превращение руды в металл».

Система преемственности воспитания и социализации учеников средней школы через профильную направленность образования разделена на 3 ступени:

  • «Самоопределение» (5-7 классы) - углубленное изучение предметов по выбору, расширение кругозора, развитие интеллекта.
  • «Самоутверждение» (8-9 классы) - углубленное и предпрофильное изучение предметов, ранняя профориентация и социализация.
  • «Самореализация» (10-11 классы) - углубленное и профильное изучение предметов, социализация и осознанный выбор профессии.

В 2010 году был открыт городской ресурсный центр по работе с одаренными детьми, включающий в себя лабораторию образовательной робототехники, лабораторию компьютерной графики и дизайна, лабораторию информатики и лабораторию научных исследовании в области ИКТ; в 2012 – городской ресурсный центр профориентационной направленности по специальности «медицина», а в 2017 – городской ресурсный центр естественнонаучных технологий. «Открытие ресурсных центров позволило нам стать уникальной инновационной площадкой. Многие ВУЗы теперь открыты для сотрудничества с нами. Наши старшеклассники принимают активное участие в образовательных каникулах ЮУрГУ, ЮУрГАУ, СПбГУ, университете ИТМО, ИЦАЭ», – обобщила Гульнара Якуповна. Работа ресурсных центров делает лицей автором и организатором конкурсов компьютерной графики и анимации, детского кино и эссе и помогает реализовать профильную направленность обучения.

В завершении мероприятия Гульнара Якуповна показала интервью с выпускниками математического «А» профиля 2017 года. На видео ребята рассказали о своих высоких результатах на всероссийских и инженерных олимпиадах и успешном поступлении в престижные ВУЗы страны именно благодаря углубленному изучению профильных предметов и усиленной олимпиадной подготовке с преподавателями. Таким образом, участники стажировки окончательно убедились в необходимости и важности реализации профильного обучения в школах.

Химики и физики всегда смогут договориться

Елена Витальевна Костомарова, учитель физики и заместитель директора Академического лицея, и Наталья Леонидовна Калугина, кандидат педагогических наук, учитель химии Академического лицея,  провели интегрированное занятие элективного курса «Химия в расчетных и экспериментальных задачах» по теме «Электролиз». Гостям лицея посчастливилось наблюдать процесс прохождения электролиза в лабораторных условиях.

Учащиеся 10 классаестественно-научного профиля продемонстрировали свои знания в области химии и физики. Ребята удачно провели три опыта, в очередной разпоказав, что лицей дает своим ученикам хорошую теоретическую базу, в том числе в интегрированных формах, и формирует практические навыки, необходимые для овладения профессией в будущем. Обучение в лицее ориентировано на выбор профессии уже с 5 класс. Старшеклассники же благодаря программам сетевого взаимодействия в образовании уже формируют свои профессиональные навыки.

Лицеисты и преподаватели обсудили варианты использования электролиза в промышленности, после чего подвели итоги:

  • Электролиз растворов нельзя рассматривать только с точки зрения физики или химии. Этот процесс можно описывать с учетом знания разных областей.
  • Электролиз широко используется в промышленной сфере, в частности при получении различных металлов.

Интегрированный урок-игра «Социально-экономическое положение региона: достижения и перспективы»

Сегодняшний интегрированный урок по теме «Социально-экономическое положение региона: достижения и перспективы» был интересен не только гостям стажировки, но и лицеистам – ученикам 10-11 классов. Ребята под руководством учителей Академического лицея – Ирины Сергеевны Афониной и Яны Игоревной Кузнецовой – примерили на себя роли международных инвесторов и специалистов в сфере социально-экономических отношений. Ученикам удалось провести настоящую конференцию, главной целью которой стало обсуждение будущих проектов по развитию Челябинской области.

В своих докладах ребята подняли действительно важные темы, такие, как экологическая загрязненность, отсутствие полной доступности образования, большой процент безработицы и т.д. Юные специалисты во время своих выступлений представляли планы по улучшению уровня жизни в Челябинской области, а также приводили факторы, определяющие инвестиционную привлекательность региона.

Уникальность данного мероприятия заключалась в том, что ребята сумели не только показать свою осведомленность в социально-экономическом состоянии нашей области, но и продемонстрировать хорошие навыки говорения на английском языке: ученики старших классов чувствовали себя уверенно и свободно излагали мысли, отвечая на заданные вопросы.

Стоит отметить, что с 2016 года МАОУ «Академический лицей» является школой-участницей проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». Учебные заведения, вступившие в данное международное объединение, привержены продвижению идеалов ЮНЕСКО через реализацию пилотных проектов с тем, чтобы лучше подготовить подрастающее поколение к сложному, постоянно меняющемуся миру.  Учреждения, ставшие участниками данного проекта, имеют много возможностей для сотрудничества с целью разработки инновационных образовательных подходов, методик и материалов, начиная с местного и заканчивая глобальным уровнем.

Проведение урока-игры в такой необычной форме для участников сессии в первую очередь связано с программой ассоциированных школ ЮНЕСКО. Такие мероприятия подтверждают желание и стремление лицеистов находиться в данном сообществе. Безусловно, педагоги и ученики Академического лицея стараются делать все возможное для того, чтобы соответствовать заявленному статусу и выполнять задачи, поставленные перед ними ЮНЕСКО. Благодаря данной конференции ребятам удалось поставить проблемы Челябинской области наряду с международными и даже наметить пути их решения.

«В условиях современных глобальных процессов мы подумали, что хорошо было бы показать роль Челябинской области в мире, посмотреть, насколько мы вообще являемся конкурентоспособными для инвестирования», - подвела итог Ирина Сергеевна Афонина.

Дистанционные конкурсы будущего инженера

Наталья Сергеевна Дедкова, учитель информатики и ИКТ МАОУ «Академического лицея», провела семинар на тему «Дистанционные конкурсы как продуктивная форма сетевого взаимодействия в реализации проекта «Инженеры будущего». В своем выступлении она подчеркнула актуальность концепции инженерного образования в наше время, также упомянула о ряде условий для его формирования. Реализацией этих условий в нашем лицее является создание ресурсного центра по работе с одаренными детьми. На базе ресурсного центра уже более 10 лет эффективно функционирует лаборатория информатики и компьютерной графики. В рамках работы этой лаборатории проводится ряд мероприятий, в том числе и дистанционные конкурсы различного уровня, с ежегодным охватом более 1500 тысяч участников различных регионов. Так, в 2011 году был создан новый проект, конкурс – выставка «Виртуальная галерея научно-исследовательских, технических и прикладных творческих проектов учащихся ВиНТТиК (Виртуальная галерея «НаукаТехникаТворчествоКреатив»). Основными целями и задачами галереи являются:

  1. Развитие технического и аналитического мышления;
  2. Распространение опыта в сфере научно-технического и прикладного творчества;
  3. Развитие информационной культуры обучающихся и их проектно-творческих способностей, художественно-эстетического вкуса.

Подготовка обучающихся к виртуальной выставке повышает проектную культуру. Размещение творческих работ на странице образовательного сайта конкурса – это продолжение обучения учащихся в режиме on-line, так как автор работы может обсудить на форуме не только вопросы, касающиеся его творчества, но и других учебных проблем, а также получить индивидуальные консультации, рекомендации, советы преподавателей и участников. Стоит отметить, что благодаря сетевому взаимодействию, организаторы выставки в качестве экспертов привлекают ведущих специалистов в технических и инженерных областях, а также ученых ВУЗов - партнеров.

Конечно, участие в дистанционных конкурсах не является инновацией сегодня. Но даже несмотря на это, они являются одним из инструментов привлечения единомышленников в сетевое сообщество, где с помощью дистанционного общения можно делиться опытом организации проектной и творческой деятельности, повышать творческий потенциал и развивать инженерное мышление как педагогу, так и обучающемуся.

Открытие

Сегодня в актовом зале Академического лицея прошло мероприятие, посвященное дню юного изобретателя. Вступительную речь произнесла Людмила Николаевна Смушкевич, которая подчеркнула значимость подобных встреч во всестороннем образовании, а также назвала наиболее важные лицейские достижения в области сетевого взаимодействия. Ее выступление продолжила Лариса Геннадьевна Матвеева, руководитель Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) и российской ассоциации «Одиссея разума».

Лариса Геннадьевна рассказала о том, как сегодняшние конкурсы и задания помогут ребят в профессиональной деятельности, а также перечислила так называемые «компетенции будущего» обучающихся: умение работать в команде, креативность и познавательная потребность, усовершенствовать которые помогут предстоящие соревнования.

На базе лицея и МУДО ДЮЦ «ЭГО»» были созданы три площадки: напольная игра-викторина «Тайны атома», соревнования по бумажному сопромату и батл по чтению научно-популярной литературы «Полный абзац».

«В нашем 2к18 математика везде»

Батл чтецов научно-популярной литературы с достаточно броским названием: "Полный абзац" прошел под руководством Ларисы Геннадьевной Матвеевой.

Суть мероприятия заключается в том, что 7 лицеистов, с 9-го по 11-ый классы, наугад должны были открыть книгу жанра «научпоп», прочитать вслух любой целый абзац на выбор и позже пересказать прочитанное простым языком. Этим и объясняется название конкурса.

Первым делом, были выбраны добровольцы, которым в подарок вручили фирменные блокноты, ручки и банданы ИЦАЭ. Лицеистам дали 10 минут на подготовку выступлений. Зрители оценивали участников по двум критериям: качество чтения и понятность пересказа, победителя выбирали по степени громкости аплодисментов.

Каждый выступающий старался отличиться и запомниться: кто-то в своем пересказе сравнивал молекулу с женщиной, и именно этим заслужил симпатии, кто-то сократил текст про роль математики в жизни современных людей до одной емкой фразы: «В нашем 2к18 математика везде», а кто-то вовсе решил разнообразить свой перформанс неожиданным прыжком на сцену и выразительной актерской игрой. Во время проведения батла смех в зале не прекращался ни на минуту.

Так как голоса людей разделились между двумя кандидатурами, был проведен финальный этап, в котором 2 потенциальных победителя играли по изменённым правилам. Первый выразительно читает текст, а второй, в свою очередь, его пересказывает, потом наоборот.

В итоге победителем стал сравнивающий эволюцию и молекулу с женщинами, ученик 10 «А» класса, президент совета лицеистов – Денис Заинагабдинов, которому в качестве приза отдали изначально выбранную им книгу.

Каждый присутствующий зарядился положительными эмоциями, узнал чуть больше о звёздах, планетах, математике и, вполне возможно, больше заинтересовался современной наукой.

Тайна атома

В малом спортивном зале прошла напольная игра-викторина «Тайны атома». Организаторы этого мероприятия ставили перед собой следующие цели:

  • Расширение кругозора детей;
  • Формирование интереса к достижениям современной науки и технологиям;
  • Ознакомление с областями применения атомных технологий: медицина, сельское хозяйство, энергетика и т.д.

Ученики 6-ых классов с удовольствием приняли участие в этом действе, ведь это была необычная игра: в качестве фишек выступали сами шестиклассники. Сначала все участники стоят на старте, далее по очереди бросают кубик, делают выпавшее количество шагов и выполняют выпавшее задание. Ход переходит к следующему участнику.

Активные действия в команде и индивидуально позволяют устранить неуверенность, застенчивость, робость. Кроме того, данная игра развивает память участников, их словесно-логическое и образное мышление.

Бумажный сопромат

В рамках «Дня изобретателя», который по традиции проходит в Академическом лицее 4 год подряд, среди команд «Одиссеи разума» 7-8 классов прошли соревнования по бумажному сопромату (*Сопромат – довольно сложный раздел физики, изучающий взаимодействие и деформацию материалов.) Юным инженерам нашего лицея представилась возможность попрактиковаться в физике и применить всю свою смекалку и нестандартность мышления для решения нелёгкой задачи.

Участникам было предложено задание: из скотча, нескольких листов бумаги, с помощью ножниц, клея и канцелярских резинок создать конструкцию, способную выдержать вес около 50-100 кг. В соревновании приняли участие 5 команд, каждая из которых представляла свой класс. Времени было всего около часа, но наши изобретатели не посчитали это малым, ведь у них есть опыт работы на предыдущих «Одиссеях».

Во время наблюдения за командами можно было удивляться оригинальности и неповторимости каждой задумки. Участники предлагали идеи в огромных количествах, а главное, работали как одно целое, что так важно для любой команды.

Конкурсанты единогласно отмечали заинтересованность, смело рассказывали про свои мини-проекты и с радостью и улыбкой принимали пожелания успеха и удачи.  Непередаваемая атмосфера состязания особенно ощущалась в финале конкурса, на испытаниях конструкций. Ребята очень переживали, когда наступала их очередь тестирования, все до одного выкрикивали советы и указания. Интрига царила в зале, когда проходило испытание конструкции последней команды 8 «В» класса. На вид их конструкция не выглядела прочной, но превзошла все ожидания. Благодаря аккуратной работе членов команды с оригинальным названием «Овощи» их бумажное сооружение выдержало больше веса, чем у остальных команд, целых 95 кг! Эмоции представителей 8 «В» класса непередаваемы: было слышно много радостных криков и счастливого смеха. Но тем не менее, занявшая 2 место команда 7 «Б» класса «Весёлые собаки» не сильно расстроилась, ведь судейство конкурса было честным и справедливым.

Во время соревнований участники испытали разные эмоции: радость, счастье, волнение, тревога и даже страх. Участие всем доставило удовольствие, и конкурсанты уверенно говорят о дальнейшем участии в подобных мероприятиях.

«Мы вступаем в переговоры каждый день»

Студенты 3 и 4 курсов, которых подготовила доктор политических наук, профессор, директор института экономики и управления «МГТУ» Наталья РинатовнаБалынская, провели бизнес игру «Управленческая борьба — это искусство» для 8-9 классов.

Подобно тому как на войне бывает не только передвижение войск и маневрирование, но случается и бой, так и в управленческой борьбе иногда вспыхивают поединки. Мирная с виду беседа постепенно наполняется внутренним напряжением, и вот уже всем становится ясно: это поединок, и сейчас решается вопрос: «Кто кого?!» Жизнь такова, что не всегда другие люди делают то, что мы хотим. Иногда и нас заставляют делать то, чего мы не хотим. В результате наша жизнь оказывается не такой, какую мы желаем. Студенты помогли лицеистам сделать первые шаги в понимании того, что они сами должны управлять своей жизнью и задумываться об этом уже сегодня.

В самом начале встречи ведущие игры озвучили два незыблемы правила переговоров: первое — уважение, второе — активное участие. На вопросы, что такое переговоры, зачем они нужны и в чём их суть, лицеисты безошибочно дали ответы. «Действительно, мы вступаем в переговоры каждый день. Переговоры с родителями и учителями — это ведь актуально», — вела дискуссию с лицеистами студентка Анастасия. Учащимся была предложена форма переговоров, где выбирается два участника, им дается ситуация, и нужно за определенный промежуток времени с противоположных позиций осуществить словесную схватку. Ведущие выделили позиции, которые даёт «Управленческая борьба»:

  • навык управления и переговоров
  • умение сохранять позитивные отношения даже во время конфликтных ситуаций
  • умение экономить переговорное время
  • возможность получить обратную связь от действующих руководителей
  • умение экономить силы и энергию
  • возможность расширить свой кругозор

Такие способности очень актуальны сегодня, особенно умение экономить свои силы и энергию. Лицеистов разбили на пары, выдали ситуации и началось бурное обсуждение. Ситуация: сын просит отца купить ему машину за то, что тот поступил в вуз. Важно было помнить, что управленческая борьба учит выигрывать, сохраняя имидж положительного героя. Ребята спорили, отстаивали свою позицию, гости снабжали ребят аргументацией. Все оценили такой формат работы по достоинству, а сама игра вызвала много эмоций.

Напомним, что данный проект реализуется для создания мотивационной среды, направленной на формирование готовности обучающихся «Академического лицея» к осознанному выбору профессии средствами образовательных интерактивных игр.

«Нельзя навредить природе, не навредив себе»

В рамках реализации возможностей сетевого партнерства проекта Ассоциированные школы ЮНЕСКО интегрированный урок (география-английский язык) «Мудрый Байкал» провели учителя Академического лицея Татьяна НиколаевнаМезенцева и Яна Игоревна Кузнецова. Урок был выстроен нестандартно, в форме экологического форума, где Татьяна Николаевна была ведущей форума, а лицеисты — представителями иностранных государств. Татьяна Николаевна говорила на русском языке, а ученик 11 класса Артём Шапошников синхронно переводил на английский. Начальная часть урока сопровождалась приятной музыкой. Татьяна Николаевна говорила о красоте Байкала и об экологической обстановке, которая сложилась за последние годы.

Ведущая форума попросила гостей стажировочной площадки выбрать одну из номинаций, предложенных на слайде, и цену выбранной категории.

  • Байкал — рекордсмен
  • география Байкала
  • кто в Байкале живёт
  • что на Байкале растет
  • история и Байкал

Итак, первый вопрос. География Байкала (GeographyofBaikal): На какой фрукт похож Байкал из космоса по своим очертаниям? (What fruit does Baikal look like in its outlines from space?). Банан! (Abanana). Ребята демонстрировали не только обширные знания о Байкале, но и прекрасное владение английским языком. В конце урока участникам форума было предложено собрать книжечки из бумаги об истории Байкала. Готовые информационные материалы ребята подарили участникам площадки. «И помните, что нельзя навредить природе, не навредив себе», - подвела итог Татьяна Николаевна.

Именно такой деятельностный подход к организации внеклассной образовательной деятельности формирует и развивает метапредметные компетенции и мотивации учащихся для достижения нового качества образования. 

Виртуальный дозор как форма урока

Андрей Вячеславович Литвин, заведующий лабораторией информатики и ИКТ, учитель информатики и ИКТ Академического лицея, несомненно, талантливый педагог. И сегодня для участников стажировки он провел мастер-класс "Формирование предметных и метапредметных компетенций обучающихся средствами сетевых интерактивных игр". В своем выступлении он рассказал о целях создания, разработке и проведении конкурса «Виртуальный дозор». После успешного прохождения учениками этого квеста у Андрея Вячеславовича возникла идея применять такую форму не только  в качестве турнира, но и в рамках отдельного урока при изучении новой темы, закреплении и обобщении пройденного материала. Ведь процесс кодирования информации актуален для любой образовательной дисциплины, начиная от криптографической защиты информации в информатике, заканчивая кодированием морали, которую хотел донести до нас автор в литературном произведении. Чтобы разработать такую игру, не обязательно иметь высокую ИТ-компетентность. Поэтому любой учитель предметник легко справится с данной задачей. Могу с уверенностью сказать, что урок в таком формате пришелся бы мне  по душе, ведь это и правда очень оригинальная и интересная задумка.

В завершении своего выступления Андрей Вячеславович упомянул о  конкурсе «Учитель года 2018», в финале которого он представил мастер-класс по организации и проведении уроков с использованием игровых технологий.

Конкурсы, созданные на основе игры, – это не скучный учебник, в них нет места для однообразия и монотонности. В игре учащиеся чувствуют себя полноправными властителями большого интернет-пространства, в котором современный человек просто не имеет права ощущать себя лишь пассивным пользователем. Наоборот, он должен чувствовать себя его созидателем, соавтором и полноправным хозяином

Командная работа будущих инженеров

Петр Александрович Труфанов, к.п.н., заведующий лабораторией «Мехатроники, моделирования и прототипирования», учитель технологии Академического лицея, и Александр Иванович Норец, к.п.н., доцент кафедры начертательной геометрии ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», провели мастер-класс на тему «Коммуникативные навыки работы в команде по разработке инженерных проектов».

В своём выступлении преподаватели пояснили значимость такого предмета, как технология, а именно ее использование в инженерных профессиях. Конечно же, для эффективной работы на уроках технологии необходимы определённые качества:

  • Усидчивость;
  • Креативность и изобретательность;
  • Умение работать в команде.

Технология – тот инструмент, при помощи которого как раз формируются данные качества. Это центр, где систематизируются знания учащихся по физике, математике, химии, биологии.Лицеисты стараются освоить данный предмет и реализовать свои идеи в жизнь, придумывая уникальные инженерные проекты.

«Не стоит недооценивать технологию как учебную дисциплину, ведь она во многом способствует решению практических научных зада», – подвел итог Александр Иванович Норец.

Стажировка завершила свою работу. Слушатели за два дня узнали много нового, познакомились с коллегами из школ Челябинской области и Башкортостана, защитили свои проекты. А МАОУ «Академический лицей» уже планирует новые проекты, новые конкурсы и новые формы работы.

Стажировочную площадку освещал пресс-центр Академического лицея

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.50 (голосов 3)