IT-школа – уникальный проект, созданный Академическим лицеем в сотрудничестве с компанией «CompassPlus» и МГТУ. Он позволяет одарённым старшеклассникам нашего города, заинтересованным информатикой, погрузиться в увлекательную профессию «айтишника», а в дальнейшем стать профессиональными программистами, получив возможность стажироваться в международной компании «CompassPlus». Само собой разумеется, что в IT-школе преподают интересные люди, мастера своего дела, и Сергей Николаевич Лукашенко, начальник управления перспективных разработок Департамента разработок «Compass Plus», – один из них.

– Ваш карьерный путь начался более 20 лет назад, когда профессия программиста не пользовалось такой популярностью, как в наше время. Чем же вас тогда привлекло это направление?

– Когда я собрался поступать в университет в 1992 году, у нас в МГТУ (тогда МГМА – Магнитогорская горно-металлургическая академия) впервые проводился набор на специальность «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем». Это была первая специализация, в рамках которой у нас в городе начали готовить профессиональных программистов. Я тогда не понимал, что это такое, и действовал наугад, из любопытства, чтобы узнать, что за этим скрывается. Помню, что хотелось получить технические, инженерные знания, и мне даже пришлось противостоять настойчивым советам родственников, которые рекомендовали поступать на курсы менеджмента, экономики или бухгалтерского учёта, ведь в 1990-ые эти специальности были самыми популярными среди молодежи. 

– А почему, на ваш взгляд, программирование столь актуально сейчас? 

– Я думаю, что интерес подстёгивают гаджеты, компьютеры, интернет, которые сейчас всегда с нами и вокруг нас. Понятно, что все эти приложения и сервисы, которыми мы пользуемся, кто-то разрабатывает, тестирует, сопровождает. Если вдуматься в многообразие и сложность программных систем, легко понять, что над ними работают целые команды специалистов. Например, одна команда трудится над мобильными приложениями, другая – над интернетом, а третья – занимается внутренними серверами предприятия, которые обслуживают и мобильные, и интернет приложения. Представьте, сколько IT-специалистов разных категорий требуется, чтобы запустить только один полноценный сервис! 

– Что вы приобрели за время работы, кроме профессиональных знаний? 

–Серьёзные программные системы сегодня не создаются одиночками. Поэтому важным навыком для меня стало умение работать в команде, в коллективе профессионалов. Например, в ходе работы над проектом в нашей компании программисту приходится взаимодействовать не только друг с другом, но и с менеджерами, тестировщиками, инженерами поддержки, аналитиками, а также непосредственно с клиентами, для которых выполняется та или иная разработка. Часто бывает, что программисту очень непросто даются навыки общения с другими людьми. Вот только без этого не обойтись, если мы хотим сделать и запустить какой-то серьёзный проект. 

– Важно ли иметь творческое мышление в технической профессии-программировании? 

– Уверен, в программировании есть место творчеству! Можно сравнить разработку кода своей части программной системы с написанием текста литературного произведения. При этом программист думает, переживает, даже мучается иногда. Однако командный стиль нашей работы накладывает свой отпечаток на этот процесс. Зачастую, когда для поиска верного решения нужно перебрать несколько вариантов, они обсуждаются совместно с коллегами. Когда лучший вариант реализации найден, программист его сам разработал, его творение снова подлежит обзору и контролю со стороны коллег. Но в процессе обсуждения вариантов и разработки мы, безусловно, стараемся мыслить творчески. 

– Вот уже второй год вы преподаете в IT-школе лицея. Что вы для себя открыли, работая педагогом? Чем полезен опыт общения с будущими специалистами? 

– Работа в IT-школе помогает мне увидеть, как ребята учатся и растут в нашем ремесле. Для меня было открытием в общении с 9-ым классом в этом учебном году обнаружить таких учеников, которые в своих работах уже сейчас демонстрируют навыки, характерные для профессиональных программистов. Я думаю, таких ребят ждёт большое будущее в IT-индустрии. С другой стороны, мне интересно найти подход к подросткам, четко объяснить ученикам особенности нашей профессии, научить точному, методичному подходу к ремеслу, когда программа разрабатывается, развивается и улучшается шаг за шагом. Это то, чем программисты реально занимаются на работе. Вариант «быстренько напишу гениальную программу и тут же с ней прославлюсь» в наши дни не работает. 

– Что такое успех? Есть для вас деление на успех внешний и успех внутренний? 

– Успех для меня – это возможность заниматься любимым делом и хорошо выполнять свою работу. На этом пути может быть много испытаний, которые придётся преодолевать. Каждое такое преодоление – небольшая доля моего личного внутреннего успеха. А о внешнем успехе лучше отдельно не думать. Если ты находишься на своём месте, то он придёт к тебе со временем в виде признания от коллег и каких-то внешних проявлений типа уровня доходов и стабильной позиции в обществе.

– Действительно ли так важно любить дело, которым занимаешься, чтобы достичь успеха? 

– Да, для самореализации и достижения успеха важно найти то дело, которым тебе действительно нравится заниматься. Так что курсы IT-школы – самая настоящая профориентация, они помогают увидеть, как работа программиста выглядит изнутри. Здесь ребята имеют возможность понять, действительно ли им нравится заниматься программированием или не очень, и нужно еще время, чтобы определиться со своей будущей специальностью. 

Юлия Лукашенко, 8Б


Компетентный комментарий

Людмила Николаевна Смушкевич, директор МАОУ «Академический лицей»: «Лицеистам и школьникам города предоставлена уникальная возможность на безвозмездной основе получать дополнительное предпрофессиональное образование в IT-школе, организованной совместно с группой IT-компаний «CompassPlus», ЧОУ «Информационные технологии в финансовой индустрии» и МГТУ им.Г.И.Носова. В 2017 году эта школа сделала первый выпуск, 45 человек получили сертификаты о ее окончании. Для пятнадцати, по договоренности с главой города Магнитогорска, были выделены целевые места в МГТУ с одновременным трудоустройством стажерами в IT-компанию «CompassPlus». Официальное трудоустройство студентов первого курса было обеспечено записью в трудовой книжке, зарплатой, социальным пакетом и возможностью обучаться по специальной программе в вузе, получая дополнительные знания в ЧОУ «Информационные технологии в финансовой индустрии».

Социально-ориентированный проект «IT-школа», инициированный руководством Академического лицея, показал, что при сетевом взаимодействии образовательной организации с фирмой-работодателем можно решать и важные государственные задачи.  Выпускники, имеющие высокие баллы ЕГЭ и все шансы поступить в самые престижные вузы столичных городов, изменили свои планы и остались в городе Магнитогорске, который, реально в скором времени будет испытывать дефицит в инженерных кадрах новой формации. В 2018 году был второй выпуск IT-школы, сертификаты получили 35 человек, пополнив ряды студентов МГТУ и сотрудников IT-компании «CompassPlus». Сегодня в IT-школе лицея занимаются 2 группы (30 человек) первого года обучения и 5 групп (110 человек) второго года обучения. И мы не собираемся останавливаться на этом».

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0.00 (голосов 0)