Недавно состоялась внутрилицейская научная конференция, где ребята из 5, 6, 7, 8-х, а также 10-х классов смогли презентовать свои проекты и научные работы. В середине июня, после государственных экзаменов, выступят с защитой собственных работ и наши девятиклассники. А пока мы предлагаем вам ознакомиться с тем, как проходила работа конференции, по статье и интервью, подготовленным нашим пресс-центром и Марией Гараниной из 10 Б.

24 мая в актовом зале Академического лицея собрались самые талантливые, самые творческие, инициативные лицеисты, чтобы представить свои исследовательские работы, проекты и наметить планы работы на следующий учебный год. В этом году в конференции приняло участие большое количество учащихся. Весь год лицеисты и педагоги вели широкую поисковую, исследовательскую работу, результаты которой можно было представить в различных секциях: секция математики, информатики, русского языка, литературы и искусства, секция компьютерной графики, общественных наук, а также секция иностранного языка.

Свои первые шаги в науку лицеисты совершают довольно рано, уже в пятом классе. Тем не менее, по словам директора лицея Л.Н.Смушкевич, такая исследовательская практика поможет учащимся быстро адаптироваться в будущем к студенческой жизни, а полученные навыки написания научных работ станут хорошим подспорьем в написании курсовых и дипломных проектов.

Самым массовым стало участие в конференции «Шаг в будущее» пятых классов. Они все без исключения выступили с собственными работами перед комиссией педагогов. Одним из членов жюри была Татьяна Михайловна Куликова. Она поделилась некоторыми впечатлениями от конференции: «Работы были очень разнообразными: это и проекты, и сайты, и игры, и графика. Хочу отметить, что более половины проектов можно развить, т.е. продолжить работу над ними в следующем году. Радует, что в этом учебном году проектные работы преобладали над реферативными. Ребята потихоньку начинают улавливать, что проект – это не просто работа с Интернетом, но создание собственного продукта, активное подключение всех творческих ресурсов к решению важной научной задачи. Многие пятиклассники апробировали свои работы на городском уровне, потому на лицейской конференции смотрелись особенно солидно. Так, Королев Миша, Мозговой Кирилл, Ратушный Илья, уже имеющие опыт выступлений на муниципальной конференции, у нас в лицее продемонстрировали высокий уровень подготовки и поставили для других ребят высокую планку. Словом, конференция прошла на высоком уровне. У ребят загорались глаза, появлялись новые задумки, идеи, проекты».

А идей и проектов было действительно много. Например, пятиклассница Сафронова Ольга сделала необычный дизайнерский альбом, посвященный архитектурным сооружениям Праги (Чехия). А Настя Копельмянова посвятила свою работу изучению уникального архитектурного объекта – танцующего здания, построенного в Чехии в 1996 году. Она не просто изучила этот шедевр, но и создала собственный «танцующий дом». Правда, пока только на бумаге.

Своими впечатлениями от лицейской конференции поделилась и Наталья Станиславовна Фролова. Сначала она сама выступила с докладом на пленарном заседании, а потом оценивала работы ребят в секции «История»: «Мое впечатление от конференции сводится к тому, что темы исследовательских работ должны носить более исследовательский характер, должны быть интересными и полноценными источниковые базы, - говорит Наталья Станиславовна. - Главное для будущих исследователей не просто анализ литературы, но и работа с источниками, которые сейчас в большом количестве представлены в Интернете. Конечно, анализа, самостоятельной работы немного не хватало. Но были и те, кто действительно качественно подготовился, и к их работам не было никаких претензий ни по содержанию, ни по оформлению, ни по презентации. Хочу отметить ученика 7А класса Груздова Диму. Он выбрал интересную тему: «Сравнительные характеристики правления Ивана Грозного и европейских монархов». Так, он провел сравнение Ивана Грозного с Марией Тюдор, доказав гипотезу о том, что Иван Грозный – это не самый грозный правитель. Его образ был несколько демонизирован».

Словом, несмотря на наличие некоторых замечаний, конференция прошла успешно. Была проделана огромная работа. И как видно, не напрасно! Многие учащиеся раскрылись с новых сторон, попробовали себя в роли начинающих ученых, поняли, что написать исследовательскую – это еще полработы. Ее нужно суметь грамотно представить, заинтересовав слушателей.

Пресс-центр Академического лицея.

 

Шаг в искусство

Жизнь лицеистов нашего учебного заведения, как известно, ярка и многогранна. Ежегодная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» - очередное тому доказательство. 24 мая она проводилась научным обществом учащихся нашего лицея в 16 раз. Я решила поговорить с членом жюри секции «Литература и искусство»  - Таяновой Татьяной Александровной.

М.: Как известно, на 16 научно-практической конференции «Шаг в будущее» вы работали в жюри секции «Литература и искусство». Как вы можете охарактеризовать работу данной секции?

Т.: Особенность нашей секции была в том, что вместе с работами литературоведов - людей, непосредственно занятых разбором литературных текстов и имен, у нас было большое количество выступающих с докладами об искусстве. Назовем этих ребят начинающими искусствоведами. Думаю, нашу подсекцию стоит озаглавить «Литература и искусство». Хочу напомнить, что она работала внутри большой секции «Русский язык и литература», где было около 25 докладчиков. Уровень некоторых из них позволял их поставить и на пленарное заседание в актовом зале. Но временной регламент все же - вещь серьезная!

М.: Какие темы проектов и исследовательских работ были представлены жюри в этом году?

Т.: Порадовало, что юные литературоведы обратили внимание на юбиляров прошлого и этого годов. Причем, я имею в виду как тексты-юбиляры, так и авторов, у которых случился юбилей. Это и Есенин, и Достоевский, и «Алиса в Зазеркалье» Л.Кэрролла, и Н.С. Гумилев, и есенинского «Черного человека», которому в этом году исполняется 90 лет. Как научный руководитель перечислю темы собственных проектов и исследовательских, что прозвучали в секции (в остальных формулировках тем рискую с ходу ошибиться):

  • Пузанкова Алина. Льюис Кэрролл на языке современной японской манги (проект собственных иллюстраций), 10В.
  • Филатова Мария. Классические и современные интерпретации оперы Дж. Верди «Риголетто», 10В.
  • Зекеева Диана.Специфика современного отечественного рэпа (опыт составления «десятки» сильнейших), 10В.
  • Лунцова Настя. Конфликт человека и его «тени» в поэме С.Есенина «Черный человек» в контексте литературной традиции, 10Б.
  • Игонькина Настя. «Галерея больших глаз»: тайны творчества и судьбы художницы Маргарет Кин, 8Б
  • Вахницкая Арина Образ Джейн Остин в кино и литературе, 9А.
  • Петрушков Никита. Видеоигры – это искусство? (На примере игры «Borderlands-2»), 10Б
  • Савельева Елизавета. В кинематографической лаборатории Вуди Аллена (попытка анализа режиссерского стиля). 10Б.
  • Зиганшина Альбина. М.Ю. Лермонтов и  Н.С. Гумилев: взимоотражение поэтических миров (опыт сопоставления поэм «Мцыри» и «Мик»), 10В.

В следующем учебном году я мечтаю подготовить больше работ о кино. Особенно о молодежном кино. С Полей Маргун из 9В мы уже начали исследовательскую на эту тему. Сразу скажу, там будут не только отечественные фильмы, такие как «Курьер» (1986), например. Сопоставление с теми же американцами (фильм «Клуб «Завтрак»» 1980 года) займет значительную часть работы.

М.: Сколько человек объединила секция в этом году? Каково было соотношение доли участников из средних классов и старшего звена?

Т: Около 15 человек. Говорю приблизительно, так как у нас были  такие «участники», как Савельева Е. и Игонькина А., их работы лежали перед нами уже готовые, но не защищались из-за болезни девочек. Думаю, Лизе и Насте представится возможность все же побороться за призовые места в следующем учебном году. По поводу второй части вопроса. Вы невольно отметили одну из проблем, вернее, объективных сложностей работы нашей секции. Совместные выступления 7,8 и 10 классов. Старших было больше, и они держались заметно увереннее, у них были более, так скажем, «готовые» работы, они четче структурировали и собственные речи, и текстовое оформление исследовательских и проектов. Тем, кто помладше, еще предстоит этому учиться, впрочем, как и умению не теряться от задаваемых вопросов, быть уверенным и аргументированным, новым и актуальным.

М.: Были ли неполадки в работе секции? Какие нововведения Вам бы хотелось подготовить к следующей конференции?

Т.: Вот что хотелось бы отметить особо. Люди с гуманитарными способностями, как правило, не скупятся на слова, у них хорошо развиты как письменная, так и устная речь, потому преставление текстов докладов (со всеми лирическими отступлениями) иногда затягивалось, превосходя положенные 5 минут вдвое, а то и втрое. А если к этому прибавить  все заданные оратору вопросы и ответы на них… Особенно постарался в создании острой дискуссионной атмосфера Никита Петрушков из 10Б. За что ему, конечно же, спасибо. Тем не менее, объем выступлений и вопросов приходилось строго контролировать, порой сбивая докладчика. Но что делать…

М.: Почему участникам конференции в следующем году следует выбрать именно литературную секцию? В чем ее преимущества?

Т.: Искусствоведческая секция, как правило, доступна и понятна всем, кто умет читать книги, воспринимать кино, театр и картины, слушать музыку, кто способен любоваться красотой искусства и всегда ищет и ждет его глубины. Мы все в той или иной мере любители в области искусства. Кому-то нравятся прозаические книги, кому-то стихи, кому-то музыка, кино, театр, опера… Доклады обо всех этих искусствах, как правило, можно услышать на данной секции. А еще у нас много общаются: задают вопросы, ищут ответы, спорят и всегда находят новые знания! Приходите к нам!

Мария Гаранина, 10Б класс.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.70 (голосов 15)