24-26 февраля на базе ДООЦ «Уральские зори» впервые для команды лицейских журналистов была проведена выездная учеба. Программа подготовлена учителем русского языка и руководителем лицейского телевидения Ольгой Ивановной Соловьевой и педагогом дополнительного образования Василием Ивановичем Некревичем.

За два дня юные журналисты успели много: узнать, что такое информационный повод, и снять стендапы, провести дискуссию на тему «Отношение общества к СМИ» и обсудить отснятые видеоматериалы, провести психологический тренинг и написать тексты. При этом ребята нашли время и для отдыха: веревочный городок, каток в «Березках» и «Юбилейном», дискотека и чай с конфетками. Впереди вас ждет подробный видеоотчет о проведенном учебном выезде, а пока предлагаем вашему вниманию анализ работы над текстами, подготовленными журналистами.

Редактируя написанные тексты, лицейские журналисты пришли к выводу: для того чтобы тексты были грамотными, а значит профессиональными, нужно:

1. Избегать повторов (тавтологии):

Не обошлись мы и без командных работ, мы вместе дискутировали о современном журналисте, об отношении общества к нему, после чего мы составили кодекс истинного журналиста…

2. Избегать лишних слов (плеоназма):

  • Подытожив, хочу сказать, что вся команда плодотворно поработала…
  • Теперь, в следующий раз, мы будем внимательнее относиться к заданию.

3. Устранять другие речевые ошибки: выбор слова без учета его значения и лексическую несочетаемость:

  • Мы составили характеристику эффективного журналиста – Мы сформулировали кодекс эффективного журналиста
  • Но журналист – это большой труд – Работа журналиста – это труд, который …..

4. Не допускать грамматических ошибок:

  • По приездУ в лагерь – по приездЕ в лагерь
  • учили нас разным вещам, необходимЫХ каждому профессиональному журналисту, - учили нас разным вещам, необходимЫМ каждому профессиональному журналисту

5. Исправлять пунктуационные ошибки:

  • В конце, Василий Иванович похвалил ребят - В конце Василий Иванович похвалил ребят ( нет условий для обособления, это лишь обстоятельство времени в начале предложения).
  • Для того, чтобы мы могли научиться тому… - Для того чтобы мы могли научиться тому…(составной союз в начале предложения не разделяется запятой).

6. Работать над расширением словарного запаса, добиваться точности и логичности текста:

  • После дискуссии мы попытались составить кодекс. – Результатом дискуссии стал сформулированный участниками кодекс журналиста.
  • Кто-то принимал участие в съемках видеоролика, в то время как другие помогали работать с текстом. И ведь  это здорово, что у нас есть возможность отдохнуть и пообщаться с близкими людьми! – Одна группа принимала участие в съемках видеоролика, в то время как другая работала над качеством текста. Хорошо еще и то, что у нас была возможность не только поработать, но отдохнуть и пообщаться с близкими людьми!

Учитывая данные рекомендации, журналисты Анна Лешина и Полина Завьялова смогли отредактировать свою статью.

Во время журналистской учебы в ДООЦ "Уральские зори" преподаватели "Академического лицея" - Соловьева Ольга Ивановна и Некревич Василий Иванович учили нас разным вещам, необходимым каждому профессиональному журналисту: писать тексты, снимать стендапы и находить информационный повод.

Для того чтобы правильно информировать общество, нужно иметь хороший словарный запас, находить и обрабатывать информацию, а также уметь выстраивать свое речевое поведение. Грамотно заданные вопросы, красиво сказанные фразы, умение находить ошибки в своих и чужих текстах - все это способствует формированию профессиональных качеств журналиста. Соловьева Ольга Ивановна, учитель русского языка, журналистики и риторики, предложила ребятам написать статьи на тему нашего обучения азам журналистики.

Лицеисты могли выбрать любую тему, связанную с нашей практикой, которая, возможно, им была ближе и зацепила сильнее, чем остальные.

Но главным в данной работе было не само написание статей, а умение видеть ошибки и их исправлять.

Каждый из юных репортёров старался написать статью в соответствии с заданием и требованиями. Каждый вложил в статью частичку своей души, при этом учился выражать свои чувства правильно и грамотно, как учила нас Ольга Ивановна. Думаю, что все мы поняли то, что раньше не понимали, и узнали что-то новое и важное.

Без внимания не остались и снятые ребятами ролики. Основой любого сюжета является информационный повод. Он возникает, когда событие обладает неким эмоциональным толчком, новизной, актуальностью для общества, возможно, даже непредсказуемостью. Помимо актуальности важно, чтобы сама подача сюжета задавала настрой для восприятия показанного.

Журналистские группы получили подробный инструктаж и приступили к работе. Не все было гладко. Кому-то никак не давался информационный повод, кто-то не мог выбрать композицию для стендапа, кто-то … просто забыл включить микрофон во время полуторачасовой съемки и потом за 15 минут переснимал весь сюжет.

Когда же съёмки завершились, пришло время обсудить работы и сделать выводы. Во время просмотра каждого ролика Василий Иванович указывал на ошибки, говорил, как "говорящая голова" должна правильно находиться в кадре, как необходимо вести себя репортеру и куда должен быть устремлён его взгляд. Все с интересом слушали, ловили каждое движение руководителя. Мы уверены, что все ребята получили не только новый опыт, но и удовольствие от всего того, что происходило. Эта атмосфера вдохновляла, а желание совместной работы становилось ещё больше.

В конце Василий Иванович похвалил ребят, сказал, что, несмотря на ожидаемые ошибки с учетом непрофессионализма ребят, результат его порадовал.  

Два дня выездной учебы пролетели, время возвращаться. Но в город вернулись уже совсем другие ребята – почти профессионалы!

Анна Лешина и Полина Завьялова, 8б класс, с места событий
25 февраля 2017 г.


1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.74 (голосов 19)