Рисунок Нади Рушевой. «Лицеисты Пушкин и Пущин», 1968 День лицеиста является любимым праздником не только для учеников академического лицея, но и для преподавателей. А для учителей литературы – это еще и повод вспомнить незабвенного первого лицеиста, гения русской культуры – А.С. Пушкина. Предоставляем слово преподавателю Т.А. Таяновой, которая решила преподнести лицеистам оригинальный подарок – сочинение о лицейском братстве пушкинских времен, о сути истинной дружбы.

Пример истинных дружеских отношений я нахожу в биографии и творчестве А.С. Пушкина. Всем известна история его жизни, в которой семья играла меньшую роль, чем друзья. Даже к возлюбленной он предпочитал обращаться так - «друг мой».

Кто был лучшим другом Пушкина, кроме его музы? Иван Пущин, человек, с которым ему всегда было легко, просто, светло, мирно. Иван стал не только светом, но и болью жизни Пушкина (став государственным преступником, был закован в кандалы, попал в острог), но поэт ни разу не упрекнул его за эту боль.

Самым ярким образцом дружеской лирики Пушкина можно назвать послание «И.И. Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный!»):

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Рисунок Нади Рушевой. «Лицеисты Пушкин и Пущин», 1968 Этот текст биографичен. В нем сказано главное о трагедии в судьбе декабриста Ивана Пущина– «заточенье». Но насколько светло, радостно, даже оптимистично звучит стихотворение! Все дело в том, что поэт, несмотря на боль, совершает подвиг дружбы не только тем, что пишет и тайно передает послание с женой декабриста Никиты Муравьева на сибирскую каторгу (пожизненную, ведь никто не знал, что в 1855-м Николай I умрет, а в 56-м Пущин будет возвращен из ссылки); подвиг в том, что он, не впадая в отчаяние и упреки ему и себе, говорит о главном, о свете, который навсегда остался в них. Это свет лицейского братства, их счастливого отрочества, бодрой юности, свет их печального общения в Михайловском, когда «преступника» Александра посетил тогда еще свободный и «благонадежный» Иван. Исторический факт. Последний раз друзья встретились накануне восстания декабристов, зимой 1825 года. Пушкин тогда жил в родовом имении Михайловское, куда по распоряжению властей был сослан за вольнодумство. И Пущин стал одним из первых, кто навестил поэта в период его несчастья. Пушкин понял смысл визита Пущина уже после восстания, когда его старый лицеистский товарищ оказался узником острога в далекой Чите. Пущин, видимо, приехал попрощаться… и не словом не выдал, что стал заговорщиком, что готовит покушение на жизнь самого императора. Больше им никогда не суждено было увидеться.

Ровно через год после последней встречи с другом, зимой 1826 года, Пушкин, отчаянно скучая о своем Жанно, волнуясь за его судьбу, написал стихотворное послание, которое было передано каторжнику лишь спустя несколько лет. Там дается очень точное определение настоящей дружбы, возвышенное, почти волшебное. Дружба – это благословение судьбы, ее благоволение к нам, т.е. дар, подарок, чудо («судьбу благословил»). Это защита от тьмы и невзгод реальности, это победа над одиночеством и тоской, это поддержка и взаимовыручка, это понимание с полуслова, это такая связь, которая сродни молитве, когда каждая мысль о друге – это мольба о том, чтобы он был счастлив, жив, здоров. А еще дружба – это память, свет которой способен скрасить даже годы отчаяния и скорби. Мир без друзей пуст!

В этой связи уместно вспомнить еще один потрясающий текст, толкующий дружбу не только мыслью, но и сердцем. Это стихотворение Е.А. Баратынского «Любовь и дружба», где поэт задает вопрос: Любовь и дружбу различают, Но как же различить хотят? Отличить и впрямь трудно, ведь все самое настоящее в этом мире основано на любви. Дружба – не исключение. И если твой друг, с которым пройден длительный путь радостей и ошибок, всходит на крест (избирает путь страданий и жертвы, как Пущин), твоя задача помочь ему его нести: «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

Т.А. Таянова, учитель литературы академического лицея

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.00 (голосов 5)