11 ноября в день юбилея великого классика Ф.М. Достоевского в лицее состоится литературный флэшмоб «На волне ФМ: Говорит Достоевский!», который готовят 9 и 11 классы. Его условие – выбрать любимый афоризм из самого увлекательного произведения Ф.М. Достоевского, выучить его и прочесть в разных классах лицея. В результате должна получиться та самая волна ФМ, которая в хорошем смысле собьет с ног и читавших его, и не читавших, заставив читать больше. Потому что Ф.М.Достоевский, как и А.С. Пушкин, - наше все! В преддверии юбилея предлагаем вашему вниманию заметку Никиты Петрушкова (11Б) о великом русском писателе и его роли в культурном пространстве России и мира.

Федор Михайлович Достоевский… Всем знакомое имя. Но каждый ли сразу и в полном объеме ответит на вопрос, кто он такой. Начнем с того, что Достоевский не просто русский писатель, признанный классик, философ, прирожденный психолог, член Петербургской академии наук с 1877 года, он еще и отсидел в Омском остроге целых пять лет за связь с петрашевцами. При этом писатель типичным революционером никогда и не был, но властям показался оным, и даже чуть не был казнен. Впрочем, я думаю, мы начали не с того…

Достоевский – поистине гениальный автор. Работая в направлении русского реализма, он совмещал в своем творчестве трудную психологию главных героев с трудной философией жизни, неоднозначными, загадочными, фантастическими людскими характерами и, конечно же, с всемогущим православием. Его не просто надо, а необходимо читать, хотя бы для общего развития. Надо также сказать, что Достоевский считается первым представителем персонализма в России (это тенденция в философии, согласно которой личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации), а также одним из лучших романистов мирового значения.

Расцвет творчества писателя приходится на последние двадцать лет его жизни. Его часто отождествляют с «великим пятикнижием», в которое входят романы: «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» и «Идиот». Произведения эти, кроме названных выше черт, также выделяются тем, что пытаются ответить на вечные вопросы:  имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых; должен ли я сперва возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего; что есть человек; в чем его спасение? А «Карамазовы» и вовсе отмечаются критиками как «интеллектуальный детектив», «ранний постмодернизм» и «одно из лучших произведений о загадочной русской душе».

Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд очень высоко оценил творчество Достоевского. Место его в одном ряду с Шекспиром. «Братья Карамазовы» - величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» - одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно (это фрагменты из статьи Фрейда «Достоевский и отцеубийство»). Если вы спросите, повлиял на кого-нибудь Достоевский, кроме Фрейда, да. Творчество русского писателя оказало большое воздействие на мировую литературу, в частности, на творчество лауреатов Нобелевской премии по литературе, на становление философии экзистенциализма, на развитие фрейдизма (психоанализа), на самого Фридриха Ницше.

Есть, правда, одно большое упущение в творчестве Достоевского, точнее даже не в самом творчестве, а в его восприятии. Он был признан классиком русской литературы только после смерти. И раз уж мы заговорили о минусах, то тут надо сказать, что «достоевщина» (так порой называют неумелые попытки подражать писателю) бывает иногда очень затянута и нудна, а мрачная и тягостная атмосфера (например, царящая в «Преступлении и наказании») придает ощущение некой медлительной тягостности во время чтения.

Думаю, что в финале заметки стоит для интереса привести пару занятных фактов. Знаменитый портрет Федора Михайловича, написанный Василием Перовым в 1872 году, тот самый, который висит в «Третьяковке», мог бы быть не единственным, но в свое время И.Е. Репин наотрез отказался писать портрет Ф.М. Достоевского, о чем сам неоднократно вспоминал с сожалением. А вот вторым интересным фактом является японская манга, вышедшая по «Преступлению и наказанию» в 1953 году. На русском языке эту манга в 2010 году издала «Фабрика комиксов».

Ну, вот и все, я думаю. Остается поздравить писателя с юбилеем – 195-летием, а его главный роман «Преступление и наказание» - со 150-летием!

Машу лапкой и ухожу в туман…

Никита Петрушков, 11Б

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.90 (голосов 5)