24 мая – День славянской письменности и культуры, который известен многим также как день памяти первоучителей славянских народов – святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Лицей отметил этот знаменательный праздник городской викториной. Более двух десятков школьников города соревновались в знании истории родного языка. И очень радует то, что лицеисты – одни из первых. Наибольшее количество баллов викторины набрала семиклассница Юлия Лукашенко (учитель – Туленкова О.Г.). Накануне Дня славянской письменности мы решили побеседовать с организатором и идейным вдохновителем викторины – учителем русского языка Д.З. Сулеймановой, и вот что она рассказала нашему пресс-центру.

- Диляра Закировна, как и когда пришла идея соревновательного проекта, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры и посвященного истории нашего языка?

- Викторина проводится второй год. Идея проекта принадлежит методисту ЦПКИМР М.Н. Люлюковой, она была с радостью поддержана преподавателями кафедры русского языка и литературы Академического лицея, которые не только проводят мероприятие на нашей территории, но разрабатывают саму его концепцию, готовят вопросы, которые являются достаточно специфичными. Их оригинальность в том, что все они касаются истории русского языка и литературы, славянских языков,  истории зарождения и развития славянской письменности. Партнерами и соорганизаторами мероприятия являются: управление образования администрации города Магнитогорска, МУ ДПО «Центр повышения квалификации и информационно-методической работы», кафедра русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации Института гуманитарного образования МГТУ. Викторина проводится в 2-х формах. Для обучающихся 9-11 классов – в заочной (преподавателями МГТУ), а для учащихся 5-9 классов – в очной, на базе нашего гостеприимного лицея. Причем в муниципальном очном этапе принимают участие только победители школьного этапа викторины. Материалы к нему (вопросы) были опубликованы на сайте лицея.

- Сколько детей и из каких школ за два года приняли участие в викторине? Какие учебные заведения наиболее сильны?

- В прошлом году в муниципальном очном этапе принял участие 41 обучающийся 5-8 классов, в этом году – 24. Хочется отметить школы, традиционно принимающие активное участие в викторине. Это СОШ №№ 1, 3, 6,  12, 14, 33,  42, 50, 63, 65, Гимназии №№ 18, 53 и, конечно, Академический лицей.  Есть дети, которые уже стабильно показывают высокие результаты: Смоленцева Алена, СОШ №33, Саляхов Илья, СОШ №14, Фазылова Альфия, СОШ№63, Кострикова Арина, СОШ №50. Радует, что в этом году победительницей стала дебютантка викторины – лицеистка Юлия Лукашенко, показавшая сильный результат, 55 баллов.

- Кто-то называет Ваш проект олимпиадой (как некоторые школьники на регистрации), кто-то – викториной. Викторина – это игра. Олимпиада – интеллектуальное соревнование. Что, по-вашему, в нем приоритетнее.

- Викторина предполагает, на мой взгляд, больше заданий, основанных на знании каких-то фактов, сведений, ответ на эти задания не занимает большого количества времени, это некая мгновенная интеллектуальная вспышка (вспомним, например, интеллектуальную викторину «Своя игра» – динамичную, живую, острую). Конечно, это возможно лишь при очень значительном  интеллектуальном багаже. Олимпиадные же задания, на мой взгляд, требуют более длительных раздумий, выведения закономерностей, благодаря которым можно описать языковое явление, здесь вероятны разные подходы к решению задания. 

- Как вы оценивается трудность заданий? Они сложнее, чем были в прошлом году? Вы их всегда придумывается сами?

- Задания придумываем сами, также могут использоваться и некоторые интересные задания других олимпиад, викторин, конкурсов. Всегда есть вопросы, посвященные деятельности первоучителей Кирилла и Мефодия, вопросы, касающиеся появления письменности на Руси и вообще развития русского языка, особенно его лексической системы и этимологии слов. Мне сложно оценить степень трудности заданий. Могу сказать одно, в этом году ребята показали более высокие результаты, чем в прошлом, значит, лучше готовились, да и знания, полученные при подготовке в прошлом году, пригодились многим «традиционным» участникам. 

- Бывали ли случаи стопроцентной победы (работы без ошибок или с минимальным количеством ошибок)?

- Случаев со стопроцентным результатом у нас не было (да и возможны ли они?). Знать все или почти все в таких необъятных областях, как культура и язык, наверное, невозможно, да и в обществе в целом, и в школе в частности тема культуры, истории своего народа, как мне кажется, не является приоритетной, к великому сожалению. Смотреть в будущее можно,  только гордясь прошлым, а одной из величайших ценностей русского народа является его язык с богатейшей и интереснейшей, порой сложной и драматичной историей развития. Он признаваем всем миром как общемировая ценность, литература на этом языке – тоже общемировое сокровище. Прекрасно, что есть дети, которые интересуются историей русской культуры и принимают участие в нашей викторине. Ведь нужно заглянуть за страницы учебников, готовясь к ней, узнать то, о чем в школе на уроках русского языка не говорят (или почти не говорят).

- Что особенно запомнилось во время проверки работ этого года? Заставило улыбнуться или расстроиться?

- Анализ работ некоторых участников позволяет нам заметить, что часто, как сказал поэт, мы бываем «ленивы и нелюбопытны» по отношению к истории своего языка. Например, мы встречали самые неожиданные ответы в задании, где нужно было истолковать слова из произведений А.С. Пушкина, казалось бы, известные всем с детства. Слово брань объяснялось так – баран. Душегрея, предмет женской одежды, теплая кофта без рукавов, которую носили некоторые героини Пушкина, объяснялась участниками порой забавно – любовь, или родная душа, или даже психолог, а курган превратился у некоторых ребят в пирог (видимо, ассоциация со словом курник?) или город. Почти никто не знает, что такое полба, в большинстве случаев даже приблизительно, а ведь трудно представить, что кто-то в детстве не читал пушкинскую «Сказку о попе и работнике его Балде»… Кстати, а помните ли вы, что это сорт пшеницы и каша из нее? Ребята, безусловно, читали  произведения поэта, из которых взяты слова, но не задумывались над их значением, не пытались их для себя объяснить. Может, нам всем стоит чаще заглядывать в словари, которые теперь у каждого из нас просто находятся в кармане, там, где лежит наш смартфон?

Было еще одно необычное задание. Предлагалось восстановить фразу, состоящую из заимствованных русским языком слов, по языковым законам, предлагаемым в начале XIX века пуристами, мечтавшими  вернуть испорченный, с их точки зрения, русский язык к истокам, пользоваться только словами с исконными славянскими корнями. Противники пуристов, пародируя их, предполагали, что фраза «Франт идет по бульвару из цирка в театр в галошах» должна звучать так: «Хорошилище идет по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах». Задание сложное, ответы на него не раз заставляли членов жюри улыбнуться, например, мы встретили вот такую попытку: «Люди идут по мели из столицы на пристань в кораблях». Но ведь участник задание понял и достойно и оригинально попытался с ним справиться!

Жаль, но и современная культура нашей многонациональной страны знакома не всем. Ребята часто не подозревают, как велико значение алфавита, когда-то созданного первоучителями Кириллом и Мефодием и их учениками, ведь именно кириллица лежит в основе письменности якутского, казахского, чувашского и других языков народов России.

- Что считаете главной целью своего проекта?

- Воспитание любви и уважения к отечественной культуре, а также развитие живого интереса обучающихся к истории языка! Все это формирует характер настоящего патриота, человека, понимающего душу своей родины, умеющего ее защитить.

- Диляра Закировна, спасибо Вам за исчерпывающие ответы! Поздравьте, пожалуйста, с праздником славянской письменности и культуры всех, для кого он значим.

- Обращаясь к своим единомышленникам – ребятам, которым интересно погружаться в тайны письма, и, конечно, к их учителям, помогающим детям беречь «наш дар бесценный – речь», я хочу сказать:

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!

Поздравляем победителей и призеров городской викторины, посвященной Дню славянской письменности и культуры!

Так держать!

Ф.И. участникаОУКлассКол-во балловРезультатФ.И.О. учителя
Лукашенко Юлия Академический лицей 7 55 победитель Туленкова О.Г.
Фазылова Альфия СОШ №63 8 55 победитель Черепанова Т.Г.
Дмитриева Владислава Гимназия №18 6 54 победитель Панкина Е. Н.
Павлов Фёдор СОШ № 65 7 53 призер Покидова Н. Ф.
Кострикова Арина СОШ № 50 6 55 призер Пальцова  Т. А.
Смоленцева Алена СОШ №33 8 51 призер Логинова Т.В.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3.20 (голосов 5)