На базе «Академического лицея» 22 мая открылся II городской технический форум «Время, вперёд!», который презентовал детское техническое творчество в городе Магнитогорске.

Трудно представить себе мероприятие, которое более продуманно, полно, глубоко и массово привлекало бы детей (начиная с детского сада), а также молодежь Магнитки к самореализации в различных технических сферах путем самостоятельной активной деятельности и полноценного живого творчества. Все началось с творчества. Замечательное запоминающееся выступление юных танцоров, которые лаконично и очень концептуально, словно перевоплотившись в биороботов и суперсовременные машины, одними телодвижениями показали смысл всех главных направлений работы форума.

Немаловажной частью церемонии открытия стал видеофильм, посвящённый инженерной деятельности школьников нашего города, её продуманному развитию и созданию будущей инженерной элиты в городе и регионе. Какое-то время назад интерес к инженерным профессиям у выпускников школ стал утрачиваться, и это могло привести к нежелательным последствиям для развития экономики страны и Южного Урала. Но нашлось убедительное решение данной проблемы! Уже несколько лет прошло с момента старта в Челябинской области нового образовательного проекта «ТЕМП», направленного на подготовку квалифицированных инженерных кадров для экономики региона. Работа в этом направлении позволит усилить и ускорить развитие Южного Урала по многим актуальным техническим направлениям. В рамках реализации проекта «ТЕМП» создаются уникальные муниципальные программы образования молодых граждан как успешных инженеров будущего. Один из самых успешных в этом направлении – проект технопарка «Техносити» – уникальная образовательная идея в системе образования города, разработанная и планомерно осуществляемая управлением образования администрации г. Магнитогорска. Проект «Техносити» направлен на развитие и поддержку технического и технологического творчества детей. В этой связи начальник управления образования А.В. Хохлов в своем выступлении подчеркнул: «Новая экономика возможна только с людьми, имеющими новое техническое образование». Эту ответственную миссию взяли на себя многие образовательные учреждения города: детские сады, школы, лицеи, гимназии, центры дополнительного образования, ресурсные центры.

А.В. Хохлов, отметив, что переход к информационным технологиям невозможен без молодых людей, получающих образование нового качества, представил направления работы форума, связанные с техническим моделированием, робототехникой, мехатроникой, IT-технологиям. Им было отмечено, что наибольшее количество образовательных учреждений города успешно занимается мехатроникой и робототехникой (70% детских садов, 60% школ, 50% учреждений допобразования); в кружки по робототехнике вовлечено порядка 7000 юных магнитогорцев. Множество преподавателей и обучающихся Магнитогорска привлечено к реальному участию в научно-техническом прогрессе.

Проект «ТЕМП» схематично представляют формулой «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». В соответствии с этими приоритетами была организована работа центрального мероприятия форума «Время, вперед!» – презентационной выставки структурных подразделений образовательного технопарка:

  • Естественнонаучные технологии.
  • Техническое конструирование моделирование.
  • Мехатроника и робототехника.
  • IT-технологии.

Многие детские сады, гимназии, школы, лицеи и учреждения дополнительного образования приняли участие в работе площадок форума, создав свой проект и продемонстрировав его на технофоруме 22 мая. 792 участника, 140 руководителей образовательных организаций, 460 педработников и 192 школьника.

На открытии форума, давая напутствие собравшимся, ведущий сказал, что Леонардо да Винчи своего времени станут не все участники технических площадок и выставок, но сделать мир чуточку совершеннее будет по силам каждому. Действительно это так, ведь в процессе технического образования и воспитания у детей и молодежи формируется активная жизненная позиция, потребность в интеллектуально насыщенном образе жизни, высокая ответственность и дисциплинированность, креативность и смелость для новых шагов в непростом искусстве – быть инженером!

После секционного заседания участники технического форума отправились на презентационную выставку сетевых партнеров, чтобы наглядно увидеть, какие проектные продукты позволяют реализовать образовательные программы.

Интерактивная техническая выставка работ обучающихся

Главной темой сегодняшней интерактивной выставки, проводившейся в рамках «Технофорума» в холле первого этажа лицея, стала агрономия и способы развития агропромышленности. Продемонстрировать свои проекты смогли не только учащиеся школ города, но и ребята из детских садов, которые удивили участников форума своей изобретательностью и серьезным подходом к работе.

Так, представители ДОУ №183 показали сконструированную модель современной фермы «Здоровый урожай». Крутящаяся модель, разделенная на четыре сектора, освещала этапы производства: посадка культур, их выращивание и уход за ними, кормление скота. Детский сад №20 воссоздал в своем проекте Металлургический комбинат, дополнив работу «Инженерной» книгой, соответствующей тематике проекта.

Участники выставки постарше в основном демонстрировали проекты, основой которых стала робототехника. Мошков Артем, автор проекта «АгроБоты тепличного хозяйства Boni&Gretta», и педагог-руководитель Ирина Николаевна Соколова из «Школы компьютерного дизайна» рассказали о проделанной работе.

Почему выбранной темой стала агропромышленность?

Артем:

– Я посмотрел видеоролик на эту тему и решил с преподавателем реализовать ее.

Ирина Николаевна:

– Была задана тема агропромышленности. Для того чтобы облегчить труд человека, были придуманы такие роботы, которые сами вскапывают, сажают и закапывают .

С какими трудностями вы сталкивались в процессе осуществления задуманного?

Артем:

– Было много трудностей. Часто не работали те или иные программы или модели. Временные трудности были с программированием, но мы все смогли исправить и настроить.

Также ученик школы №63 шестого класса Владислав Бикбаев рассказал о важность своего проекта «Механическая автопарковка»:

– Мы рассматривали проблемы современного мира и пришли к выводу, что проблема парковочных мест сейчас одна из главных. В процессе работы нам нужно было решить несколько задач: определиться с типом парковки, конструкцией, распределить детали. Еще мы решили добавить дополнительный модуль – автомойку. Машина проходит больший путь, через автомойку на парковку. Так интереснее.

Большой интерес вызвали проекты «Аграрная революция», «Лесхоз-боты», «Станок для раскроя синтетический тканей» и «3Dпринтер RepRap Prusa Mendal i2».

На этой выставке в рамках «Технофорума» царила творческая суматоха: каждый зритель спешил все рассмотреть и обо всем расспросить авторов проектов, сделать фотографии. Для самих авторов проектов участие в выставке стало возможностью продемонстрировать свои творческие и инженерные способности. 

Выставка сетевых партнеров

Также в холле 2 этажа Открытым молодежным университетом были презентованы три образовательные программы: «Мир моих интересов», «Территория мастеров» и комплексная образовательная программа IT-подготовки. Первая предназначена для учеников начальной школы и направлена на интеллектуальное развитие младших школьников в формате дополнительного образования или внеурочной деятельности. Данный курс является наиболее актуальным, поскольку подразумевает развитие в ребенке творческих перспектив, определение интересной ему сферы деятельности и интерактивную подачу материала. «Территория мастеров» позволяет учащимся 5-7 классов ознакомиться с технологиями и самой отраслью промышленного дизайна, основами композиции, колористики, изобразительных, технологических форм и приемами художественного конструирования. Все это особенно полезно тем подросткам, которые планируют связать свою жизнь с дизайном и компьютерной графикой. Комплексная образовательная программа IT-подготовки является эффективным инструментом формирования востребованных компетенций у обучающихся. 5 направлений, связанных с информационными технологиями, позволяют овладеть современными средствами работы с информацией, знакомят с возможностями в области IT-технологий. Обучение по данным курсам обеспечивает подготовку специалистов в области информационных технологий.

Город мастеров

Сегодня практически невозможно представить современный мир без информационных технологий. Внашу жизнь они вошли прочно. Применяются IT-технологии во всех сферах жизнедеятельности общества, выполняя особо значимую роль. Именно поэтому 22 мая в рамках технического форума для обучающихся средних классов была проведена тематическая интерактивная площадка «Город мастеров». Эта площадка была подразделена три секции: робототехника, IT-технологии, и технологии+искусство. Всего было представлено 22 мастер-класса.Ученикам 7-8-х классов была предоставлена возможность поближе познакомиться с этими направлениями, узнать что-то новое и полезное, окунуться в атмосферу технического творчества.

Технологии+искусство

Все мастер-классы, безусловно, были очень познавательными. Каждый педагог-куратор обучал чему-то новому и интересному. Так, например, педагог Дворца творчества детей и молодежи, представляющий мастер-класс по использованию гипсовых смесей в декоративно-прикладном искусстве, Антонина Анатольевна Герасимова, рассказала о применении гипса в декоре, о самом гипсе, как простом в использовании материале, об увлекательном процессе создания эскизов и воплощениях их в жизнь. Стоит отметить, что большинство педагогов, как и сама Антонина Анатольевна, занимаются с разновозрастными группами, что позволяет проследить весь процесс образования от самого младшего возраста до выпускников школ. Педагоги, представляющие данную площадку, говорили о том, что малыши готовы браться за любую работу, всегда смелее, нежели старшеклассники, обдумывающие каждый свой шаг.

Конструирование и робототехника

Мастер-классы, направленные на развитие объемно-пространственного мышления, пользовались большим вниманием не только среди мальчиков, но и девочек. Посетив данный мастер-класс, ребята могли научиться:

  • разбираться в простейших схемах;
  • конструировать различные механизмы, совершая путь от постановки проблемы до работающей модели;
  • творчески подходить к решению задач.

Ребята с удовольствием создавали собственных роботов и учились ими управлять. Это не просто сборка конструктора по схеме, это творческий развивающий процесс создания моделей, изменения уже готовой конструкции, ее программирования. В ходе именно такой работы формируется техническое, инженерное мышление ребенка.

IT-технологии

3D моделирование, компьютерная графика и дизайн

В «Городе мастеров» ребята могли опробовать себя и в роли дизайнеров.Во время таких мастер-классов участники могли познакомиться с возможностями таких профессиональных программ, как Corel Draw, Adobe Photoshop, ProShow Producer, Blender.

Абсолютно все изображения, созданные школьниками, получились очень реалистичными и эффектными. В будущем ребята могут использовать знания, приобретенные на мастер-классах, для моделирования объектов живой и неживой природы, элементов интерьера, деталей механизмов.

Фотография – это современный способ самовыражения.Подобные мастер-классы помогают многим ребятам раскрыть свой творческий потенциал. Ведь фотография – это многогранное хобби: она развивает как творческие, так и технические навыки, воспитывает чувство вкуса, позволяет прикоснуться к искусству и выразить себя.

Школьники научились работать с фотоаппаратом, правильно настраивать его и держать во время фотографирования, подбирать верные параметры съемки, правильно использовать освещение, расставлять акценты и избавляться от лишних деталей, а также обрабатывать фотографии в графическом редакторе, приводя их к желаемому результату.

IT-технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни и в настоящее время имеют огромную популярность среди подрастающего поколения. Мы надеемся, что подобные мероприятия будут проходить как можно чаще, ведь это настолько интересно и захватывающе – знакомиться с новыми профессиями и получать серьезный опыт в сфере IT-технологий.

Направление «Робототехника и мехатроника»

Подходя к 212 аудитории «Академического лицея», где всех участников и гостей технофорума встречали ребята, увлеченные мехатроникой и робототехникой, мы увидели несколько столов, оборудованных прямо в коридоре, рядом с которыми важно ходили совсем еще маленькие инженеры-изобретатели. На одном из презентационных столов был сооружен (не больше не меньше) завод ММК, правда, раскрашенный во все цвета радуги. «Металлурги – люди огненной профессии», – гласила надпись на презентационном стенде авторов проекта – ребят из садика №17. И действительно из труб вырывалось красивое ярко-оранжевое в красных всполохах пламя, естественно, ненастоящее – модель есть модель. Пока мы рассматривали их творческие продукты, малыши со значительным видом отвечали на вопросы.

Рядом с производственным столом поклонников металлургии расположился проект детского сада №49 «Экопарк Страна Лимония», разработанный малышами и их наставниками совместно с тепличным хозяйством – лимонарием посёлка Наровчатка Агаповского района. Проект представляет собой композицию с красочными инновационными постройками. Например, колесо обозрения позволяет рассмотреть страну с высоты птичьего полета и крутится совсем как настоящее. Но главной изюминкой проекта, конечно же, стал парк с лимонными и апельсиновыми деревьями, для которого даже была предусмотрена специальная гидрогелевая система орошения. Отсюда и название – «Страна Лимония». Речь юного изобретателя Савелия Евдокимова поразила своей основательностью, уверенность и взрослостью: «Большая коллекция лимонных деревьев…», «Система орошения обеспечивает полив…»… Трудно было представить, что экскурсию по данному техно-экологическому объекту проводит семилетний ребенок, который пойдет в школу только в следующем учебном году.

Мы решили побеседовать с будущим инженером.

– Савелий, почему в качестве своего хобби ты выбрал именно робототехнику?

– Потому что конструктор для меня – это волшебная палочка. С его помощью я могу воплотить свою фантазию в реальность, соединить нужные детали и получить что-то новое и интересное, а после, если захочется, переделать или же сделать еще лучше.

– Что, помимо представленного проекта, ты еще успел сделать из конструктора?

– У меня дома все полки уставлены поделками! Их полным-полно, но все самое лучшее я принес сюда, чтобы показать вам.

– Несмотря на юный возраст, ты уже успел проделать серьезный путь и получить заслуженные первые места. А с чего начиналось твое творчество?

– Сначала я делал конструкции из простых больших кубиков, но потом я подумал, что мне этого мало и я хочу делать более интересные постройки. Так и перешел на конструкторы и механизмы посложнее.

– Что ты можешь пожелать тем, кто только начинает заниматься таким сложным делом, как робототехника?

– Много работать, стараться и как можно больше фантазировать, не бояться придумывать и делать что-то сложное.

Побеседовав с Савелием, мы увидели, насколько талантливы дети нашего города, как горят их глаза, когда они рассказывают о проделанной работе, я осознала важную вещь: будущее России в надежных руках, а это значит, что за технологическое развитие страны мы можем не беспокоиться.

Зайдя в 212 аудиторию, где демонстрировали свои изобретения в сфере робототехники более опытные обучающиеся школ и лицеев, мы окончательно убедились, что почти все ребята в качестве творческой идеи выбрали для раскрытия на технофоруме тему экологии и создали проекты, разносторонне решающие именно эко-проблемы.

Пятиклассник Быков Матвей и третьеклассник Зайцев Никита из школы №10 - победители региональных конкурсов по техническому творчеству. Надев настоящие фуражки лесников, они представили свою работу «Лесовосстановление»: показали зрителям несколько роботов, один из которых высаживал растения, а другой поливал и удобрял.

Мы задали им несколько вопросов:

Ребята, где вы раздобыли элементы формы настоящих лесничих?

– У наших партнеров, вернее, наших друзей – лесников из Зилаирского лесничества, расположенного в республике Башкортосан.

- Как долго вы выполняли данный технический продукт?

– Довольно долго: около трех месяцев. Но мы старались усовершенствовать каждого из роботов и улучшить их работу.

Будете ли представлять еще где-нибудь ваш проект, кроме технофорума?

– Да, мы скоро поедем в Казань, где расскажем о нашей работе.

Следующими, кто показал свой проект, были ученики «Академического лицея» – Александр Кошелев и Семен Савриновский из 10А. Их работа заключалась в том, чтобы улучшить алгоритм собирания растений на ферме. – Данную работу делали полгода, начиная с января месяца. Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и хотим исправить все недочеты и добавить новые функции, – прокомментировал Саша Кошелев.

Семен добавил:

– С учетом того, что садоводство очень популярно в нашем городе, мы решили разработать роботизированный комплекс для ведения садово-огороднических работ. От человека требуется только заранее решить, куда и какие культуры высаживать. Все остальное, а именно: посадка, уход, включающий в себя поливку и борьбу с сорняками, сбор растений, – робот будет осуществлять самостоятельно. При разработке робота мы применили все последние высокотехнологичные достижения. В инженерной сфере использовали аддитивные технологии для создания механизма подачи семян, различные нестандартные датчики для своевременного полива растений, новые микроконтроллеры. Наш робот оснащен люминесцентной подсветкой для быстрого роста растений в темное время суток. Также мы освоили технологию машинного зрения, позволяющую различать сорняки и культурные растения. Программное обеспечение дает возможность человеку следить за своим садом посредством удаленного доступа. И конечно же, мы не обделили вниманием эстетическую сторону проекта.

Помимо организации работы фермерских хозяйств участниками площадки была затронута проблема перевозки хлебобулочных изделий в цехе «Ситно».

– Почему вы решили создать именно данный проект?

– Мы побывали на заводе «Ситно» и узнали о некоторых проблемах, которые до сих пор не решены. Именно поэтому создание такой работы стало нашей главной целью. Мы длительное время создавали этот проект, но все-таки смогли решить проблему с помощью роботов, – рассказал нам ученик МОУ СОШ №5 Дорофей Скрипников.

Ребята из МЛ №1 озаботились проблемой правильной организации магнитогорских перекрестков: как удобно и легко регулировать большой поток машин, не допуская пробок и аварий.

Обойдя все площадки аудитории 212, мы убедились, что все проекты, представленные там, абстрактные и виртуальные лишь внешне, на самом деле они представляют реальную действительность и всецело направлены на ее улучшение. Даже проект «Будущее против прошлого», который использовал метод исторической реконструкции, сымитировав перенос памятника Абу-Симбел в далекие 60-е годы. Как известно, во время строительства второй суанской плотины храм был перенесен на 200 метров дальше от реки. Эта кампания по спасению исторического наследия до сих пор считается одной из сложнейших операций по переносу памятников. Но нашим инженерам будущего все по плечу. Даже самое сложное!

Будущее ближе! Направление «IT-технологии»

Каждый из представителей молодого поколения наслышан об IT-технологиях, робототехнике, техническом моделировании, конструировании и так далее. А многие не просто наслышаны, но живут этим, давая волю своей креативности. Техническое творчество детей актуальнее с каждым годом. В лицейской аудитории №213 всех участников и гостей ждало поистине увлекательное погружение в виртуальный мир IT-технологий. Представители гимназии №53, Академического лицея, МОУ СОШ № 7 и детских садов №165 и №6 знакомили собравшихся со своими детищами, а рядом работали представители компаний EPSON и SMART, популяризирующие серьёзные IT-разработки.

Кулешов Дмитрий Викторович из гимназии №53, которая недавно одержала победу на Всероссийском конкурсе проекта «3D образование: Инженеры Будущего» рассказывал о 3D принтере и ручке, целью которых является создание объёмных предметов.

Следующим объектом внимания собравшихся стала компьютерная игра школы МОУ СОШ №7 «Радуга знаний», которую представляла Татьяна Геннадьевна Сомова. Эта игрушка направлена на развитие IQ учеников, она охватывает разные предметы, это и математика, и физика, и биология, и русский язык. Одним из результатов игры являются индивидуальные рекомендации всем желающим по выбору профессии.

Елена Александровна Хворостина из детского сада №6 убедила, что компьютерная графика является основным объектом всеобщего интереса детей. С помощью такого рода занятия дети повышают свою самооценку, развивают творческое мышление, заранее учатся работать с востребованными программами Paint, Photoshop и т.д. А у детского сада №165 пользуется популярностью пластилиновая анимация. Татьяна Валерьевна Белякова двигает ребят в этом направлении. Сначала они лепят разные фигурки, а позже начинается самая интересная и серьёзная работа оператора.

Скучно? Не вопрос, 3D очки развеселят и утешат! Литвин Андрей Вячеславович и его ученик Андрей Елгин из 10Б класса Академического лицея представили продукт, который пользуется симпатиями многих людей. Андрей является разработчиком собственных игр на основе Unity 3D, Компас и других приложений. Сначала создаётся сама игра, и здесь придумывай, что угодно. Далее всё это скачивается на телефон и уже с помощью него игра транслируется через 3D очки. Андрей Юрьевич из компании EPSON показал нам дополненную реальность при помощи бинокулярных видеоочков 3D. Их отличие от очков виртуальной реальности состоит в том что, надевая их, мы видим обычную реальность, но посмотрев на определённый предмет со штрих-кодом (это может быть даже напечатанный леопард), рассматриваем его словно вживую - с разных ракурсов в объёме 3D и в движении. Также можно загрузить какой-нибудь фильм и посмотреть его через эти очки, окунувшись в дополненную реальность. Эти очки не только развлечение. Они пригодятся, например, МЧС. С помощью планшета квадракоптер транслирует местоположение чего-либо; очки могут расширять возможность наблюдения.

Мальцев Игорь Львович, директор компании SMART, познакомил нас с интерактивными кубами IMO-LEARN. Кубы можно использовать в упражнениях на координацию, баланс и ориентирование в пространстве. Встроенные датчики движения превращают кубики в пульты управления. Кубы соединяются по Bluetooth с компьютером для проведения различных дидактических игр, тестов, опросов и так далее. В общем, с ними можно делать, что в голову придёт! Если применять данное изобретение на уроке, оно позволит объединить цифровое и механическое взаимодействие и создаст игровую обстановку для решения образовательных задач. Школа станет современнее, а будущее ближе. А разве это не одна из главных задач технофорума «Время, вперед!»?

Направление «Естественнонаучные технологии»

В 207 аудитории работа началась с презентации деятельности детских дошкольных организациий. Участниками презентации стали МДОУ "Д/с № 70", Лаборатория "Тепличный комплекс" ДОУ №163, Ресурсный центр естественнонаучных технологий «Академического лицея», естественнонаучное направление МОУ СОШ №5 УИМ и Многопрофильный лицей №1.

Заведующий МДОУ "Д/с № 70" г. Михаил Владимирович Иванов рассказал, что основой лаборатории естественнонаучной направленности детского сада №70 является интеграция областей естествознания, химии, биологии, физики и географии. Дети наглядно показали процесс воспроизведения извержения вулканов с помощью реагентов.

Представители МДОУ №163 рассказали о возможностях для детей посмотреть наглядную жизнь растений и сравнить их прорастание в зависимости от количество света и воды.

Работу ресурсного центра естественнонаучных технологий презентовала Марина Юрьевна Болотская, учитель биологии «Академического лицея». Один успешных из проектов, осуществляемых в лицее – определение нитратов в овощах.

Направление «Техническое конструирование и моделирование»

В 208 кабинете городской технопарк "Техносити" представил направление технического конструирования и моделирования и программы обучения по данному направлению. Были презентованы три модели разного уровня технического моделирования: ознакомительная на базе школы, региональная модель среднего уровня и модель, с которой ребята выезжают на всероссийские конкурсы.

"Перед созданием даже самых легких моделей необходимо иметь базовые знания, такие, как умение пилить на станках и сверлить", – отмечает представитель технопарка. Базовые модели создаются из простых материалов: пенопласт, фанера и ПВХ, так что начинающим легче работать.

Также было отмечено, что конструирование и моделирование в нашем городе выступает больше в качестве спортивно-технического объединения. За счет небольшого количества представителей данного направления в Магнитогорске сейчас активно проводится обучение преподавателей для дальнейшего развития области.

Фотовыставка работ победителей регионального творческого конкурса по фото-дизайну

В рамках технического форума была организована выставка работ победителей региональных конкурсов по фото-творчеству и дизайну. Фотографии были заявлены в трех номинациях: любительское, студийно-постановочное и фото свободного стиля. Работы, представленные на выставке, неоднократно становились победителями в конкурсах не только городского уровня, но и регионального.

На выставке мы могли увидеть несколько работ Екатерины Сергеенко – талантливого фотографа лицейской фотостудии «PhotoLife».На фотографию под названием «Южные горы» лицеисты и гости форума обращали особое внимание. Со своими работами Катя побеждала на региональном конкурсе «Палитра мгновений» и на городском конкурсе «Мир, в котором я живу».

В основном фотографии были посвящены природе родного края – Южного Урала. Все представленные снимки вызывают умиротворение и после нескольких минут созерцания начинаешь любить эти пейзажи так же, как любит их автор.

Кроме фотографий природы в выставке приняли участие работы, выполненные с помощью компьютерной графики. Работа Юрия Кучера «Мой город будущего» как раз являлась одной из самых запоминающихся в данной номинации.

Талантливый фотограф видит и умеет показать невероятно красивое, сказочное в самых привычных вещах. Нам стоит обращать больше внимания на такой простой и одновременно завораживающий мир вокруг нас. И именно те люди, на работы которых мы смотрели с восхищением, подтолкнули многих на подобные мысли.

Степан Журин, Валерия Реунова, Валерия Белозерова, Анна Лешина, Полина Завьялова, Юлия Мельник, Мария Фарафонова, Дарья Ширшова, Арина Галкина, Елизавета Тулина, пресс-центр «Академического лицея»

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.25 (голосов 6)