Этим летом некоторым старшеклассникам лицея удалось побывать в настоящем раю для одаренной молодежи – образовательном центре "Сириус" в городе Сочи. Лицеист Савриновский Семен приехал оттуда не только с интересными воспоминаниями, но и со значимым результатом, которым может гордиться весь академический лицей. Команда творческих ребят под руководством Семена реализовала проект «Кибер-водитель», ставший самым оригинальным инженерным проектом в области робототехники и беспилотного автомобилестроения в рамках смены! Напомним, что к участию в образовательных программах Центра допускается лишь тот, кто достиг выдающихся успехов в естественных науках и математике, живописи, академической музыке, хореографии, хоккее и фигурном катании. Образовательный центр «Сириус» создан на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе самого президента Российской Федерации В.В.Путина. Итак, слово Семену Савриновскому из 10А.

Эти летние каникулы у меня, как и у всех девятиклассников, были немного короче, чем обычно. Экзамены. Я сильно волновался и переживал: а вдруг произойдёт какая-нибудь нелепая случайность, и я не буду переведён в 10 класс лицея? Но в итоге успешно всё сдал. И вот они настоящие каникулы!

Ещё во время учебного года наш завуч Марина Николаевна Черепанова рекомендовала мне и ещё нескольким учащимся лицея (Даше Писаревой, Данилу Хакимову) оформить заявку на участие в первой проектной смене Всероссийского образовательного центра для одарённых детей «Сириус» в Сочи.

Занятие проектами – моё хобби. Немало времени я провожу в мастерской «Лего» нашего лицея за конструированием различных роботов (пользуясь случаем, хочу сказать спасибо Андрею Вячеславовичу Литвину за такую возможность). Поэтому я очень хотел попасть именно в проектную смену! Со всей России в нее смогли пройти всего лишь 394 человека. Конкурс составил более 10-ти талантливых ребят на одно место. Мне повезло, я прошёл! А везёт, как известно, тем, кто много работает.

Настал июль, я лечу в Сочи! Лечу «Сириус»! Таких интерьеров, обстановки, бытового комфорта и качества кухни в детском лагере я не мог себе представить даже в самых смелых мечтах. Настоящий рай! Во всем чувствуется максимум заботы о талантливых детях.

Сказать, что программа смены очень насыщенная, это не сказать ничего. Я старался не терять ни минуты времени. Когда ещё я попаду сюда! Участвовал в большом количестве мастер-классов, проводимых в Сириусе c получением подтверждающих сертификатов. Команда под моим руководством стала победителем в одной из бизнес-игр («Научный антикризис»). Ежедневно проводились познавательные лекции. Тот, кто был настроен на получение результата, почерпнул в «Сириусе» очень много.

И, конечно, стоит написать о проекте. Я выбрал проект «Кибер-водитель». Выбирал из предложенных по принципу, чтобы был связан с робототехникой, так как я много этим занимаюсь. В то же время я искал такое задание, чтобы оно предоставило мне возможность узнать что-то новое, научиться тому, что совсем незнакомо. Выбор не разочаровал. Мы с командой должны были создать робота, который мог бы управлять моделью автомобиля. На модели крепилась камера, с помощью которой она могла ориентироваться в пространстве. Перед началом работы с проектом мы разделились на 3 группы. Первая обрабатывала данные с камеры, выявляя дорогу, препятствия и дорожные знаки. Вторая создавала манипулятор, который, получая данные от первой команды, управлял машиной. Третья занималась созданием машинки. Я выбрал вторую группу, т.к. посчитал, что в первой будет одно программирование, и я не смогу проявить себя как робототехник, а третью я не выбрал, потому что уже настроился разных машин и хотел чего-то реально новенького для себя. Так началась наша бурная работа.

В процессе реализации проекта возникли непредвиденные сложности: пришли не все комплектующие. Несмотря на это мы продолжали работать по плану, но ждали их до последнего момента. И когда оставалось всего 7 дней до конца смены, мы вынуждены были отказаться от ранее запланированных нашим тренером из Курчатовского института решений и пойти на новые варианты исходя из того, что у нас было в наличии. Возникла критическая ситуация! Ведь не получить конкретного результата – это позор, катастрофа для команды. И тут здорово пригодились навыки самостоятельной работы с роботами, приобретённые в лицее. В итоге наш проект был признан комиссией самым самостоятельным в отличие от других, где выдавала себя активность тренера, заранее подготовленным заготовки.

Вместо автомобиля, как изначально планировалось, у нас на выходе оказалась танковая платформа, вместо руля и педалей – джойстик, а манипулятор вообще пришлось создавать с нуля. Но, несмотря на форс-мажор, проект был реализован: у нас имелся робот на танковой платформе с камерой; манипулятор, напечатанный на 3D принтере, состоящий из трёх звеньев и закреплённый на башне, что позволяло ему перемещаться в трёхмерном пространстве, и огромная система программ, обеспечивающих работу всех роботов: сбор данных с камеры, нахождение объектов и их разбор, выявление лучшей траектории движения, определение положения манипулятора в пространстве для правильного воздействия на джойстик, передача данных с джойстика на машину и, наконец, – её движение. Хотя на самом деле всё это лишь половина всех программ, т.к. кроме перечисленных были ещё и вспомогательные.

А теперь немного информации для яйцеголовых:

  • Программные обеспечения, используемые в проекте: blender, ROS (rviz, gazebo), arduino.ide, Autodesk inventor, AutoCAD, Robot Operation System, gcc, python, Open CV.
  • Языки программирования: python, c++.
  • Микроэлектроника: микроконтроллер Arduino Uno, микропроцессор Raspberry PI, motor shield и multiservo shield, Н-мосты, спаянные самостоятельно(!), видеокамеры и др.

Защита проектов проходила в два дня. В первый день была защита направлений, по результатам которой были выявлены лучшие проекты в каждом направлении, а во второй день представлялись на итоговой конференции всей проектной смены. Всего было 7 направлений и 69 проектов. В финал прошел 21 проект, мы были в числе лучших! По итогам судейства было решено, что проект «Кибер – водитель» является самым оригинальным инженерным проектом в области робототехники и беспилотного автомобилестроения, и каждому участнику нашей команды были выданы соответствующие дипломы.

Были в «Сириусе» и неповторимые выходные – экскурсии на Красную поляну, в «Сочи-парк», в музей Тесла и Да Винчи. Маловато было только моря. Всего несколько раз за смену выходили на пляж. Однако я не сильно переживал по этому поводу.

Хочу подвести итог. «Сириус» - это отличный проект для творческих подростков, глобальный и грандиозный. И личное посещение президентом В.В. Путиным нашей смены подчеркнуло значимость данного проекта для всей России. Я очень хочу хотя бы ещё раз попасть в «Сириус».

Остаток каникул я и мой друг Саша Кошелев вовсю занимались новым проектом. К слову, мы начали разрабатывать его ещё в июне. Надеюсь, что он окажется успешным. Ну, а пока мы опять увлечены работой с утра и до позднего вечера. И, тем не менее, следует отметить, что проект – это не вместо учёбы, а вместе с учёбой. Он делает учёбу гораздо интереснее, потому что предоставляет возможность на практике использовать полученные знания.

Семен Савриновский, 10А класс

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.36 (голосов 7)