19 марта в стенах нашего лицея состоялся IV открытый конкурс-фестиваль детского кино «Уральские зори», посвященный году театра в Российской Федерации и Международному году Периодической таблицы химических элементов (в рамках проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО»). С подробным отчетом о работе фестиваля – Юлия Мельник и творческая группа журналистов из 10Б класса.

«Уральские зори» начались с приветственной речи актера драматического театра имени А.С. Пушкина Андрея Бердникова, который прочел пушкинское стихотворение «Мадонна» текст о необходимости для любого творца возвышающей музы. После этого директор нашего лицея Людмила Николаевна Смушкевич рассказала, как у нее и Елены Николаевны Пономаревой в 2015 году, когда был объявлен Год Кино в РФ, родилась идея основания собственного кинофестиваля. Она подчеркнула, что создаваемые школьниками фильмы с каждым годом становятся более глубокими, неравнодушными и затрагивают волнующие каждого человека проблемы. После представления участникам фестиваля членов жюри был продемонстрирован обзорный видеоролик, посвященный первым трем фестивалям детского кино «Уральские зори». Ярким событием открытия стало выступление ученицы 5Б класса Марии Воскресенской, которая исполнила для участников и гостей песню о сути кинематографа. И, как всегда, всех порадовал премьерный показ фильмов Игоря Гончарова, председателя жюри. Свои проекты «Море внутри» и «Просто мечта» Игорь Владимирович создал совместно с обществом инвалидов г. Магнитогорска. После торжественного открытия началась интенсивная работа мастер-классов. Расскажем о них подробнее.

«Жанр видеопоэзии: на стыке литературы и искусства»

мастер-класс режиссёра Игоря Гончарова

Поэзия – это нечто большее, чем просто проза или стихотворение, это, скорее, превращение крови в чернила, игра чувств, поток радости, боли, изумления и лишь малая толика слов из словаря. Люди, пишущие стихотворения, честно делятся с нами своим состоянием, настроением и взглядом на этот мир. Но еще больше передать идейный смысл, внутренние эмоции и полноту чувств автор может через изображение того, о чем он говорит. Режиссер центра визуальной культуры «Век», руководитель киностудии «Танго-дизайн» Игорь Гончаров рассказал о том, как «живет» жанр видеопоэзии на стыке литературы и искусства. Участникам его мастер-класса представилась возможность близко познакомиться с этим новым понятием. Видеопоэзия – отдельный жанр кино, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст. Мы можем вообразить себе поэзию иначе, увидев ее оживленной средствами киноязыка. Ребятам получили возможность сравнить несколько фильмов, снятых И.В.Гончаровым, поразмышлять вслух над их глубинным смыслом. Вниманию собравшихся были представлены два проекта Игоря Владимировича - «Мгновения» и «Видеостихия», между которыми присутствующие попытались найти различия, а также смогли отдать свое предпочтение одному из них, аргументировав свой выбор.

 Игорь Гончаров ответил на вопросы участников кинофестиваля, поведал о, казалось бы, непреодолимых трудностях съемок, подробно рассказал о своей деятельности и дал некоторые советы для юных режиссеров и сценаристов. Как сказал режиссер киностудии «Танго Дизайн», чем больше снимаешь, тем лучше будут получаться фильмы, ведь мастерство постепенно оттачивается, а вместе с ним набирается огромный, безграничный опыт, которым в будущем можно будет поделиться с другими. И.В. Гончаров считает, что путь к постижению себя лежит через поэзию, кино и сближение с чужим творчеством. 

«Основы актерского мастерства»

мастер-класс актера Андрея Викторовича Бердникова

Бархатный бордовый занавес, нарядные люди, звонок антракта… Этим можно наслаждаться вечно, не правда ли? Любовь к театру живет в каждом из нас с самого детства, с того момента, как мы начали чувствовать эмоции актеров, которые они старались передать нам на протяжении постановки. Каждый из них обладает особым шармом и с каждой новой произнесенной строчкой все больше притягивает зрителя. Примером такого человека является Андрей Бердников – невероятно талантливый актер драмтеатра имени А.С.Пушкина. Он буквально погрузил участников своего мастер-класса в мир искусства, заставил почувствовать живую атмосферу сцены, особую специфику работы со зрительным залом.

Хоть времени у актера было не так много, Андрей Викторович успел не только поговорить с ребятами о работе с публикой и эмоциональной отдаче, но и провел небольшой мастер-класс по улучшению концентрации внимания. Кажется, это очень легко, но когда пытаешься повторить подобную технику, поражаешься, как у актеров получается все это делать!

На занятии речь зашла и о главной задаче каждого выходящего на сцену актера. Она заключается в том, чтобы вовлечь зрителя в действие, с головой погрузить в постановку, заставить полно чувствовать героев и пережить все происходящее на сцене вместе с актерами. Андрей Викторович Бердников уверен, «если к концу спектакля зритель хоть немного оторвал свою спину от кресла и приблизился к сцене, главная задача актера выполнена».

«Режиссер театра»

мастер-класс Игоря Сывороткина, режиссёра-постановщика Магнитогорского театра оперы и балета

Кто из нас не любит смотреть фильмы? Некоторых это занятие привлекает тем, что можно отдохнуть и расслабиться, некоторых же влечет возможность набрать пищу для размышлений и открыть для себя что-то новое, а некоторым просто нравится процесс погружения в какую-либо историю. Конечно же, все мы знаем, что театр – очень древний вид искусства, но, несмотря на это, крайне близкий предок кино, который, несмотря на свою тысячелетнюю историю, остаётся актуальным видом искусства, до сих пор вызывающим у нас и наших современников интерес и любовь.

Режиссёр-постановщик Магнитогорского театра оперы и балета Игорь Сывороткин на своём мастер-классе рассказал об основах театральной постановки, которые чётко прослеживаются и в кино. Во-первых, и в театральном спектакле, и в фильме должно быть 5 основных событий: исходное (задолго до самого действия), предшествующее (прямо перед началом, как, например, смерть отца главного героя трагедии Шекспира «Гамлет»), начальное (обнаружение конфликта), переход к открытому конфликту и кульминация с последующим разрешением конфликта.

Но в действительно хорошей постановке не всегда можно обойтись только обычным освещением событий, вовсе нет. Важно передать именно замысел автора, который будет раскрываться через главных персонажей, ведь каждый герой – это отдельный человек, со своими желаниями и стремлениями, которые важно не только увидеть в тексте, но качественно отыграть на сцене или перед камерой. 

Герой должен меняться во время всего действия, и нужно уметь показать особенности даже самого второстепенного персонажа. В этот момент мастер-класса Игорь Сывороткин обратился к зевнувшему мальчику из аудитории: «Каждый талантлив по-своему, вот, например, ты, мальчик, просто потрясающе зеваешь. Твой зевок можно масштабировать и увеличивать, допустим, произошла какая-нибудь катастрофа, а ты зевнул – и всё разрешилось!» В финале встречи автор мастер-класса с улыбкой отметил, что про театральное искусство и его теорию можно рассказывать очень много и долго, ведь тема сама по себе невероятно интересная, а знания в этой области помогут не только будущим режиссёрам создавать замечательные кинокартины и спектакли, но и обычные зрители начнут видеть художественное произведение гораздо глубже и тоньше.

«Фотография и кино сквозь призму идеи и жанра»

мастер-класс студента института строительства, архитектуры и искусства МГТУ, выпускника МАОУ «Академический лицей» 2017 года, участника фотоклуба МГТУ Антона Близнюка

В современном мире информация, особенно представленная средствами фотографии, окружает нас повсюду. Ежедневно мы просматриваем сотни изображений в социальных сетях, но как часто мы задумываемся о том, как фотография создается? Выпускник Академического лицея, студент МГТУ и участник фотоклуба университета Антон Близнюк рассказал лицеистам о тонкостях и издержках профессии фотографа. «Фотография – моментальное искусство, - пояснил Антон, - и в этом ее главная особенность». Автор лекции подчеркнул, как важно вкладывать идею в основу любого фото, а также видеть композицию и чувствовать свет. Он отметил: «Свет образовывает форму объекта, то есть формирует его на камере». Кроме того, Антон успел провести небольшой экскурс в практику фотографии, погрузив зрителей в живой процесс обработки кадров, а также продемонстрировал различия между обработанным изображением и необработанным, перечислив наиболее «удобные» программы для ретуши.

В завершение своего выступления Антон посоветовал присутствующим обращать больше внимания на работы других фотографов, черпать новые идеи, вдохновляясь чужим творчеством, вырабатывая «насмотренность» и, что важно, делиться результатами своей фотографической деятельности в социальных сетях, тщательно выбирая материал для авторских публикаций.

«Снимаем кино: от замысла до воплощения идеи»

мастер-класс учителя русского языка МАОУ «Академический лицей», руководителя лицейского телевидения Ольги Соловьевой

Как создаются легендарные фильмы, которые в дальнейшем помнит и обсуждает человечество? Как режиссёру удаётся коснуться своим творением многих сердец, заставить задуматься столько умов? Ведь каждая история начиналась с какой-нибудь небольшой задумки, которая впоследствии либо оставалась в сердце зрителя, либо, не сумев коснуться душевных струн, забывалась сразу после выхода из кинозала. Так что же влияет на такое различие в восприятии художественных продуктов?

На мастер-классе Ольги Ивановны Соловьевой участники фестиваля обсуждали, какие моменты следует учитывать начинающим режиссерам, чтобы не только превратить задумку в полноценный фильм, но и суметь коснуться сердца зрителя, запасть ему в душу. В ходе беседы мы выяснили, что важно «цепляться» за мелочи, вкладывать в них различный смысл, таким образом давая возможность зрителю самому додумать значение той или иной сцены. Безусловно, это был очень полезный опыт!

«Оптические игрушки – предшественники кинематографа»

мастер-класс заместителя директора ДХШ г. Магнитогорска,  преподавателя истории искусств Марии Лебедевой

На своем мастер-классе Мария Алексеевна Лебедева поведала собравшимся об истоках кино, которые, что удивительно, лежат в игре и в мультипликации. Ее площадка «Оптические игрушки – предшественники кинематографа» позволила увидеть, как появилось кино. Мало кто знает, что его предшественником была мультипликация, принципы которой открыли ещё в глубокой древности, в 15 веке. Воплотились они в «оптических игрушках», действующих по принципу оптических иллюзий. Оптические игрушки – это предметы, которые открыли людям эффект оживления картинок. Названия у них просто волшебные – зоотроп, фенакистоскоп, тауматроп, мотограф, праксиноскоп и др. На этом мастер-классе участники смогли понять, по какому принципу они действуют, а значит – смогут сделать такие механизмы самостоятельно.

Очень привлекает, когда ведущий мастер-класса дает возможность собравшимся поработать вместе с ним. В течение 40 минут Мария Лебедева создала собственную «мастерскую оптических игрушек». Ребята могли построить чудо своими руками, а не только познакомиться с предками кино и анимации. Мария Алексеевна сама умеет делать оптические игрушки, а не только интересно о них рассказывать, своей увлеченностью создавая душевную, тёплую и творческую атмосферу.

Можно сказать, что мастер-класс М.А. Лебедевой был направлен еще и на развитие инженерного мышления обучающихся, среди которых, возможно, не все далее будут заниматься кино, но кто-то станет неплохим инженером, имеющим опыт создания собственной оптический иллюзии!

«Невидимые дети»: просмотр и обсуждение короткометражных фильмов, снятых по заказу ЮНЕСКО

мастер-класс кандидата филологических наук, руководителя городского киноклуба «PS» Татьяны Таяновой

«Все взрослые когда-то были детьми. Но лишь немногие из них помнят об этом» - таков слоган сборника короткометражных фильмов «Невидимые дети», снятого на безвозмездных началах семью известными режиссерами мира, среди которых Джон Ву, Спайк Ли, Ридли Скотт и Эмир Кустурица. Это всемирный проект ЮНИСЕФ (детский фонд организации объединенных наций) и Международной продуктовой программы ООН (WFF). Семь короткометражных фильмов объединяет одна задумка: освещение бедственного положения детей в различных странах мира. На мастер-классе речь шла о том, что представляет собой кино, снятое на заказ, а также говорилось о специфике жанра социального кино. Мы искали ответ на вопрос, влияет ли острая социальность и заказной характер на уровень художественности фильма. Оказывает, что стандартные идейные формулы: «дети – цветы жизни», «детям из неблагополучных семей необходимы наши поддержка, внимание и забота», - можно превратить в нестандартные художественные высказывания, в которых есть место и смелой образности, и фантастике, и доброму юмору. Вот почему всем понравился сербский фильм «Цыганёнок» Эмира Кустурицы. Он сделан почти без всяких изысков, имеет явные публицистические черты, прямо заявляя о страданиях неблагополучных детей, которые воспитываются в исправительной колонии. Но эта новелла Кустурицы вполне человечная, сделана с теплотой, добрым юмором, и она действительно интересна с точки зрения киноязыка. Трагедия фильма в том, что малолетнему вору-цыганенку жизнь в колонии для несовершеннолетних кажется лучше, чем на свободе, ведь дома его ждет жестокий и лицемерный отец, заставляющий своих детей воровать и обманывать. В смешении смешного и грустного рождается честная истина: дети – «цветы жизни», но только если их любят и оберегают взрослые. Просмотр и обсуждение короткометражного кино погрузили участников встречи в трудовые будни городского киноклуба «PS» (партнёрский проект лицея и кинотеатра «Джаз Синема»), организатором и ведшей которого является Т.А. Таянова, учитель литературы МАОУ «Академический лицей».

«Почувствуй силу кино»

мастер-класс оператора, режиссера и педагога дополнительного образования МАОУ «Академический лицей» Кирилла Горина

Кирилл Горин провёл познавательный мастер-класс, на котором рассказал о влиянии кинематографа на людей, о том, какие эмоции люди получают от просмотров фильмов разных жанров, а также об отличиях хорошего фильма от плохого.

Особое внимание Кирилл Владимирович уделил общим впечатлениям от фестиваля: «Наши педагоги и приглашенные специалисты провели интереснейшие мастер-классы, а церемония открытия мероприятия была достаточно творческой, особенно просмотр новых работ Игоря Гончарова, настоящего магнитогорского режиссёра. Приятно осознавать, что его работы с каждым годом становятся все лучше и лучше, особенно последняя – «Просто мечта». Я думаю, на премьерном просмотре зрители почерпнули много нового для себя как с точки зрения формальных особенностей создания кино, так и с точки зрения раскрытия идей». Мастер-класс Кирилла Горина помог зрителям по-настоящему прочувствовать силу кино, узнать о сложностях создания фильмов и даже погрузиться в историю кинопроцесса.


Результаты фестиваля:

Номинация «Видеопоэзия»

Диплом 1 степени 

  • Степан Журин,10 класс, МАОУ «Академический лицей»

Диплом 2 степени 

  • Дягилева Елизавета, Телестудия «Фокус-ТВ», МОУ «Гимназия №53»
  • Команда 7 «В» класса, МАОУ «Академический лицей»
  • Баламбаева Алина, 9 класс ,МОУ С(К) ОШИ №3

Диплом 3 степени 

  • Ягубтин Никита, 9 класс, МОУ С(К) ОШИ №3

Номинация «Информационный сюжет»

Диплом 1 степени

  • Григорьев Илья, 6 класс, МКОУ «Уйская средняя общеобразовательная школа им А.И.Тихонова»
  • Бородина Елизавета,6 класс, МКОУ «Уйская средняя общеобразовательная школа им А.И.Тихонова»
  • Биккинина Алина, Телестудия «Фокус-ТВ», МОУ «Гимназия №53»

Диплом 2 степени  

  • Команда 9 «А» класса, МАОУ «Академический лицей»
  • Команда 5 «б» класса, МАОУ «Академический лицей»

Номинация «Комедия»

Диплом 1 степени  

  • Команда 9 «В» класса, МАОУ «Академический лицей»

Диплом 2 степени

  • Команда 6 «А» класса, МАОУ «Академический лицей»

Диплом 3 степени

  • Команда 6 «Б» класса, МАОУ «Академический лицей»

Номинация «Социальная реклама»

Диплом 1 степени

  • Команда 9 «Б» класса, МАОУ «Академический лицей»
  • Дощанов Эмиль, Выдрин Данил, Бородина Елизавета, Егорова Валерия 6 класс, МКОУ «Уйская средняя общеобразовательная школа им А.И.Тихонова»
  • Пышина Вероника,Малохова Полина, телестудия «Фокус-ТВ»,МОУ «Гимназия №53»

Диплом 2 степени

  • Щеголихин Евгений, 4 класс, МОУ «С(к)ОШИ №4

Диплом 3 степени

  • Команда 6 «В» класса, МАОУ «Академический лицей»
  • Команда 10 «А» класса, МАОУ «Академический лицей»

Номинация «Документальный фильм»

Диплом 3 степени

  • Команда 10 «В» класса, МАОУ «Академический лицей»
  • Вандышева Вера, 5 класс, МАОУ «Академический лицей»

От всей души поздравляем победителей и призеров! Творческих удач!!!

Дарья Ширшова, Виктория Киселева, Анна Лешина, Полина Завьялова,
Милана Ивасина, Александра Драгомирова, Юлия Мельник, 10Б


1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
2
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
3
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
4
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
5
50
51
52
6
7
8
9

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1.00 (голосов 1)