Впервые в истории лицея наши ребята массово приняли участие в кинофестивале детского и подросткового кино. Откуда такой интерес? Дело в том, что организатором этого кинофестиваля, к слову, первого в городе, стал академический лицей во главе с директором Л.Н. Смушкевич. Его назвали «Уральские зори», опираясь не только на место проведения (детский оздоровительный комплекс на Банном), но и на то, что заря – это начало нового дня, новой жизни, вообще всего нового. Первые шаги в кино как раз соответствуют этой новизне. На объективную оценку специалистам, среди которых были ТВ-редактор В.Чухров, кинокритик Т.Таянова, режиссер И.Гончаров, сценарист Н.Карпичева, около 200 юных участников из разных городов России (Югра, Курск, Магнитогорск, Бакал, Сатка) представили более 40 короткометражек, сделанных в разных жанрах и направлениях. Председателем жюри стал профессор, лауреат высшей кинематографической награды «Ника», лауреат Государственной премии РФ, член Союза кинематографистов РФ - В.Д. Петров. Гран-при фестиваля завоевала дружная команда гимназии №53 с документальным фильмом о ветеране ВОВ, прекрасном художнике и педагоге Н.Н. Тюкинееве, а дипломы первой степени в разных возрастных группах получили фильмы: «День лицеиста» 6В класса, «Добро» 7Б класса Академического лицея, а также фильм «Школьный обмен» десятиклассниц из школы №67. Первый фестиваль охватил множество учебных заведений региона. Только очных участников было 166 человек.

 

В целом жюри осталось довольно работами, представленными на конкурс, хотя, конечно, не все они отвечали требованиям настоящего кино. Своими мнениями о работе кинофестиваля с нами поделились Игорь Гончаров, Наталья Карпичева, Татьяна Таянова. Мы предложили каждому из них ответить на 5 похожих вопросов.

 

Игорь Гончаров: «Хотел поделиться частью себя»

Справка: Игорь Гончаров – член жюри кинофестиваля «Уральские зори», поэт, прозаик, искусствовед, Член Союза российских писателей, режиссёр игрового и документального кино, сценарист, основатель магнитогорской киностудии «Tango-design», обладатель нескольких призов российских кинофестивалей. Киностудия «Tango-design» занимается фильмопроизводством в городе Магнитогорске, создает фильмы о городе, о его истории и современности, в съемках участвуют профессиональные актеры трёх театров города, студенты театральных студии, горожане. На базе «Tango-design» создано около 10 фильмов, включая полнометражное кино «Гидра», посвященное истории уральского казачества. В арсенале студии – художественно-документальный фильм о Борисе Ручьеве, фильмы, посвященные культуре Магнитогорска: музыке, изобразительному искусству, литературе, а также авторское кино. «Пока у нас нет профессиональной техники, поэтому снимаем, используя подручные средства. Наверное, это тот случай, когда цель оправдывает средства. Цель проста – создание в Магнитогорске узнаваемого кино, со своим неповторимым духом», – говорит Игорь Гончаров. Полный технологический цикл от написания сценария до выпуска готовых фильмов обеспечивает небольшая команда единомышленников во главе с поэтом,  членом Союза российских писателей, кинорежиссером И. Гончаровым и художественным камертоном студии – поэтом, членом Союза российских писателей, библиотекарем, кандидатом филологических наук Н.Л. Карпичевой.

- Игорь, каковы ваши впечатления от детских работ? Что порадовало и огорчило при просмотре?

- Впечатления как от всего, что происходит впервые. Это чувство надежды, пробивающееся сквозь желание сделать нечто хорошо и быстро. Порадовало желание сделать нечто. Огорчило желание некоторых сделать быстро.

- Советы начинающим режиссерам, актерам, операторам…?

- Совет на данной стадии один: пока не закончил проект, не думай ни о чем другом. Вообще ни о чем другом не думай. Каждая мысль не о фильме уносит из фильма часть его возможностей.

Первый фестиваль «Уральские зори» позади.  Каково послевкусие от работы первого дня фестиваля?

- Фестиваль хорошо запрягает. Думаю, караван знает, куда держит путь. От первого дня пути осталось послевкусие свежести.

- Игорь, а что Вы хотели передать, чем поделиться на своем мастер-классе?

- Хотел поделиться  частью себя, то есть не столько знанием, сколько тем, что знание вытаскивает из меня... А именно: верой, что в мире этом возможно все!

- Чтобы стать настоящим режиссером, нужно?

- Чтобы стать режиссером, нужно увидеть фильм на стадии сценария. На этой же стадии надо увидеть себя, делающего этот фильм, и  увидеть зрителей, уже аплодирующих тебе в зрительном зале в ответ на твой поклон, как бы венчающий премьеру фильма.

 

Наталья Карпичева: «Уровень оптимизма выше среднего»

Справка: Наталья Карпичева – член жюри кинофестиваля «Уральские зори», поэт, прозаик, сценарист, режиссёр документального кино, художественный камертон и один из создателей киностудии «Tango-design», автор нескольких арт-проектов, а также литературовед, кандидат филологических наук, член Союза российских писателей, дипломант Литературного конкурса имени К.М. Нефедова.

- Наталья, каковы ваши впечатления от детского кино? Что порадовало и огорчило при просмотре?

- Ощущение от детских киноработ выравнивается, когда уже просмотрены все, а уровень оптимизма всё же выше среднего. В работах одних хорошо по части мысли и смысла, других - по красоте кадра и монтажному мастерству, к третьим просто проникаешься уважением из-за того, что они не пошли по пути наименьшего сопротивления и проделали по-настоящему большую работу.

- Чего больше всего не хватало?

- Парадоксальная такая амплитуда желательности: в одних работах не хватало зрелости, а в других - напротив, наивности, собственно детскости. И разнообразия по части тем и сюжетов не хватило: словно есть какой-то страх говорить о том, что близко, зато много ожидаемых высказываний.

Советы начинающим режиссерам, актерам, операторам…?

- Одинаково не правы те, кто считает, что главное - участие или победа, это может одинаково увести от чистоты и честности вещей. Нужно просто делать по максимуму всё, что ты способен сделать на сегодняшний день, тогда, во-первых, не будет стыдно завтра, а во-вторых, послезавтра твой максимум сам собой подрастёт...

- Первый фестиваль «Уральские зори» позади. Каково послевкусие от работы первого дня фестиваля?

- Первый фестиваль оставил много противоречивых оценок, но над всем этим – ощущение надежды (словно первая любовь), ощущение некоего прекрасного первого опыта, новизны, юности, творчества и праздника. Очень важно было увидеть некоторых авторов-участников, так сказать, проверить ощущения. И поверить в них.

- Чтобы стать настоящим режиссером, нужно?

- Далеко не каждый способен стать режиссёром, для этого нужна исключительная воля. Для начала нужно стать настоящим зрителем. Нужно как можно больше смотреть хорошего кино, прирастать вкусом. И настоящим философом: хорошее безумие для такого большого и сложного дела, как кино, нужно не меньше, чем здравый ум. И главное, это умение быть одновременно в шкуре всех, кто причастен к созданию кино, брать на себя ответственность перед многими и за работу многих, уметь быстро принимать решения, одновременно использовать и подчинять случай и противостоять таким вещам, как судьба и не судьба. Кино - это ведь коллективное творчество, а режиссёр во всём этом сложнейшем процессе - одновременно все и никто, всё и ничто.

 

Татьяна Таянова: «Первая попытка творчества – это прекрасно!»

Справка. Татьяна Таянова  – член жюри кинофестиваля «Уральские зори», критик, искусствовед, публицист, кандидат филологических наук, член Союза российских писателей, победитель общероссийского конкурса кинорецензий компании «Невафильм», прошедшего в рамках международного форума «Кино Экспо-2012». Более 150 статей и очерков Татьяны Таяновой печатались в городских газетах и журналах Магнитогорска, а также в вузовских сборниках научных трудов. С 2008 является постоянным автором рецензий на кинофильмы и спектакли в изданиях «Диалог магнитогорцев», «Магнитогорский металл» и др. Уже 8 лет для школьников и студентов города Т.А. Таянова организует собрания киноклуба Академического лицея. С 2011 года – создатель и ведущая городского киноклуба «P.S.» в мультиплексе Jazz Cinema.

- Каковы ваши впечатления от детских работ? Что порадовало и огорчило при просмотре?

- Посмотреть пришлось более 4-х десятков фильмов, и первые впечатления от работ были не самые однозначные. Но я почти сразу поняла, что надо настроиться на просмотр не кино как такового, а проб пера, вернее, камеры. А что такое проба пера? Первая попытка творчества. В нашем случае – кинотворчества. Но ведь это прекрасно! Впервые сделать что-то, что еще ни разу не пробовал (или только-только начинаешь пробовать). И не просто сделать, а получить экспертную оценку, пообщаться с теми, кто тоже только начинает, кто допускает те же ошибки, неточности, высказать мнение о чужих работах, прослушать мастер-классы знающих людей (кино глазами настоящего режиссера, сценариста, кинокритика). Разве это не замечательно? Так что никаких огорчений не было. Во все дни фестиваля были радость и творческий подъем.

- Советы начинающим режиссерам, актерам, операторам…?

- Советов на самом деле хочется дать много. И они не поместятся в формат интервью. Скажу о самом главном для меня. Не допускайте искусственности в творчестве, не снимайте и вообще никогда не делайте то, что вам неинтересно (ради славы, карьеры, еще каких-то там бонусов). В творчестве самое главное – оставаться собой. Александр Ильич Гутман, режиссер-документалист, фильмы которого рекомендую всем начинающим режиссерам смотреть обязательно, говорил: «Кино надо снимать о том, что волнует именно вас». Лучше не скажешь. Добавлю еще мнение знаменитого актера и режиссера Андрея Сергеевича Смирнова: «Умение поймать живую жизнь в кадр – оно чрезвычайно редко». Жизнь будет живой в кадре только при условии вашей личной заинтересованности в том, что вы снимаете на камеру!

- Первый фестиваль «Уральские зори» позади. Каково послевкусие от работы фестиваля?

- Если коротко и только ощущения: волнение, творческий подъем, полновесное общение, много улыбок и встреч, постоянное любопытство и интерес в глазах собеседников, жажда проявить себя и узнать по-новому, в новой роли.

- Что хотели передать, чем поделиться на своем мастер-классе?

- Я планировала устроить персональный разбор полетов каждому заинтересованному участнику, но, к сожалению, временной формат занятия оказался не таким уж вместительным. Потому решила построить обсуждение просмотренных фестивальных фильмов и обмен опытом на общении  с командами, привезшими фильм, а также с теми, кто делал фильм один. Меня поразило, насколько смело, заинтересованно, свободно ребята говорят о своих кинопроектах, не пугаясь критики, задавая вопросы. Так что цель свою могу сформулировать так: научить говорить о кино. О своем и о чужом тоже.

- Чтобы стать настоящим режиссером, нужно?

- Талант, конечно же. Но помимо этого – коммуникабельность, ведь кино – процесс коллективный, где все зависит от команды, от умения найти общий язык с актерами, оператором, сценаристом и т.д. И очень важно понимать, зачем! Сразу, на первом же этапе, надо знать, зачем тебе эта профессия, этот фильм, эта история... И зачем твое кино людям! Ответить на этот вопрос в самом начале – это все равно что приобрести навигатор для прохождения длительного, сложного, но увлекательного пути. Пути в киноискусство! Буду ждать с нетерпением второго кинофестиваля «Уральские зори», который действительно помогает подросткам найти себя в кино и в жизни.

Пресс-центр Академического лицея

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.75 (голосов 4)